«Нормандская четверка» и Путин на пути к компромиссу
Новые соглашения наложили на Украину определенные обязательства. Прежде всего - соблюдение буферной зоны в 50 км, затем отвод войск и прекращение огня. Новые мирные соглашения большей частью повторяют условия заключенные 19 сентября во время Минского меморандума.
«Нормандская четверка» включала в себя участие 4-х глав государства России, Владимира Путина, Германии, Ангелы Меркель, Франции, Франсуа Олланда и Украины, Петра Порошенко. Переговоры были сложными и проходили при закрытых дверях 16 часов. Первые 15 часов закончились практически ничем, так как лидеры стран разошлись из зала заседания в разные стороны. Но потом, собравшись с силами и терпением, продолжили переговоры. Спустя еще час можно было наблюдать улыбку на уставших лицах Путина и Лаврова. К чему же пришли участники «нормандской четверки» и будет ли от этого действительная польза? Проверить это можно будет 15 февраля в 00:00 по Киевскому времени.
Ликвидации линии фронта
Согласно достигнутым договоренностям, атака как с обеих сторон должна быть прекращена 15 февраля в 00:00 по киевскому времени. Украинская сторона должна будет отодвинуть свои войска от фактической территории, а ополченцы вернутся на границы обозначенные 19 сентября во время минских соглашений. Таким образом, получается буферная зона протяженностью в 50 км. Стоит отметить, что за подобное решение впервые выступил президент Франции Франсуа Олланд. Эти условия были оговорены с Владимиром Путиным 6 февраля. В расчет бралась буферная зона до 70 км.
В назначенную дату и время начнется отвод военной техники и, соответственно, прекращение огня. По установленному правилу требование о прекращении огня и начала отвода орудий, должно быть выполнено в течение двух дней. В течение 14 дней должно закончится полное отступление сторон на указанные границы. В договоренности также вписаны и условия для определенного вида военной техники: «соблюдение зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У») ».
Согласно договоренностям, украинские власти смогут получить контроль над границей со стороны РФ только после провидения полноправных местных выборов в ЛНД и ДНР. Украинские власти считают неприемлемыми выборы, которые были проведены 2 ноября и недействительными по отношению к конституции.
За отводом войск будет наблюдать группа из ОБСЕ. В ее распоряжении будут любые средства наблюдения, в частности и спутники. После проведения местных выборов в ДНР и ЛНР, ОБСЕ получит право ведения мониторинга и контроля на буферной зоне.
Правовая часть
После завершения переговоров, Путин в интервью с журналистами не раз подчеркивал о необходимости соблюдения прав людей проживающих на территории Донбасса. Урегулирование политических соглашений должно начаться уже 15 февраля. В скором времени, согласно договору, должны быть проведены выборы. В соглашении указаны соблюдение гуманитарных и экономических вопросов. Киев должен восстановить все социально экономические связи с Донбассом и начать выплаты пенсий и пособий. Стоит отметить, что Порошенко пошел на такие условия лишь при условии, что будет поддержка ВМФ. Однако, при участии Олланда и Меркель этот барьер был преодолен.
Обе стороны обязуются выполнить взаимообмен заключенными в рамках «всех на всех», а также не преследовать тех или иных лиц, участвовавших по ту или иную сторону фронта. Обеим сторонам предстоит еще долгий путь для преодоления последствий конфликта. О нормальной жизни в ДНР и ЛНР с налаженной инфраструктурой и условиями для жизни пока говорить трудно.
По мнению некоторых политологов, завершившиеся переговоры мало к чему обязывают, особенно украинскую сторону. К примеру, политолог Андрей Пионтковский считает, что принятые условия мирного договора могут отображать только два действительно важных вопроса: 1. вывод войск и 2. возврат контроля над украинско-российской границей. Но тут есть одно «но», если российских войск там нет, то кого выводить ополченцам и возврат границы может быть осуществлен только в конце 2015 года, а впереди еще выборы и реформы, так что этот вопрос далек как туманный Альбион.
Вадим Карасев, директор киевского Института глобальных стратегий, вообще, сомневается что мир на выдвинутых условиях будет достигнут, так как отсутствует ввод миротворческих сил, действия ОБСЕ ограничены, а Украинская сторона и слышать не хочет о федерализации, в то время как ополченцы рассчитывают больше чем на особый областной статус.