Музей Васильева в Казани оказался на грани закрытия
ble>
Уникальная галерея известного казанского художника Константина Васильева может оказаться на улице. Компания, владеющая зданием музея, устала от хронических долгов и попросила до 1 января 2011 года освободить помещение. В конфликт вмешался лично мэр Казани Ильсур Метшин.
Как рассказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор картинной галереи Константина Васильева Геннадий Пронин, музей открылся еще в 1996 году. Все это время арендную плату вносил исполком Казани, он же оплачивал ремонт здания. Но вот теперь на галерею Васильева лишних денег у города не нашлось, в итоге из-за долгов по арендной плате музей оказался на грани закрытия.
Ежегодно арендная плата галереи обходилась городу в 1,3 млн. рублей. Долгов на сегодня накопилось уже за три года. Если раньше владелец здания музея — завод ЖБИ-3 выбивал плату за аренду через арбитражный суд, то теперь, устав и натерпевшись из-за проблем, попросил сотрудников музея до 1 января покинуть здание.
О проблемах музея узнали в творческих союзах республики — художников, композиторов, архитекторов, писателей… После чего их председатели написали коллективные письма президенту республики Рустаму Минниханову, государственному советнику республики Минтимеру Шаймиеву, мэру Казни Ильсуру Метшину и министру культуры Зиле Валеевой — с просьбой повлиять на ситуацию.
Когда за проблему музея Васильева взялись первые лица республики и ее столицы, дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. На днях музей посетил глава города — и пообещал решить проблему.
«Мы и не подозревали о том, что нас посетит мэр, — признался Пронин. — Я, например, в это время находился в поселке Васильево, где канал «Культура» снимал фильм о Константине Васильеве. Поэтому, к сожалению, не присутствовал на встрече с мэром. Как сообщили мне сотрудники, мэр пообещал, что все будет нормально, и отметил, что с данной проблемой нужно было сразу обращаться к нему. Мы ему верим, однако различного рода обещания мы получали и раньше», — осторожно напомнил директор музея.
Еще одной проблемой является само место расположения музея. Здание на улице Гвардейская — это хоть какой-то вариант, которому музей, конечно, рад. Однако для нормальной работы и для развития музея необходим переезд в центр города. В 2008 году на месяц музей переехал в здание Союза художников РТ (который сейчас и сам находится на грани выселения). Так вот, за этот месяц «проживания» в центре города галерея Васильева собрала столько же посетителей, сколько на нынешнем месте, на улице Гвардейской, бывает за год.
Конечно, посетители у музея есть: здесь постоянно бывают, например, любители живописи из других городов России, иностранцы. В гостевых книгах — тысячи(!) восторженных отзывов, написанные на разных языках мира — английском, немецком, французском, японском, китайском… Все посетители говорят, что получили большое удовольствие от картин — но при этом жалуются, что, увы, несколько дней пришлось искать музей…
Мэр города сообщил работникам музея, что есть перспектива переезда в центр Казани — там вообще планируется построить музейный квартал, вокруг здания музея ИЗО, расположенного на улице Карла Маркса. Никаких сроков, конечно, обозначено не было, ведь на строительство и ремонт еще дореволюционных зданий нужны большие суммы, нужны инвесторы, которые согласятся их реставрировать…
Впрочем, хорошо уже то, что музей не выставят на улицу. Между тем, из 80 экспонируемых здесь картин лишь восемь принадлежат городу, остальные — собственность друзей Васильева. По словам Пронина, ему периодически приходят предложения о переезде галереи в другой город, например, в Москву или Санкт-Петербург.
Но есть и более печальный вариант. «Картины могут разойтись и по частным коллекциям, — признается Пронин. — Кто знает, поймут ли мои наследники их ценность для города, как распорядятся ими? Поэтому я и борюсь за новое здание для музея, чтобы сохранить работы Васильева для города и республики».
Ну а пока решено, что музей остается на своем месте минимум на месяц, максимум — еще на один квартал.
Справка Родился 3 сентября 1942 года в Майкопе (Адыгейская АО, Краснодарский край). После войны семья переезжает в Казань, а в 1949 году — на постоянное жительство в поселок Васильево. Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 200 произведений живописи и графики. Особенно широко известны его работы на былинно-мифологические темы. Васильев оставил также портреты, пейзажи, реалистические композиции, картины батального жанра. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен — широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков — делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными. Трагически погиб в 34 года, 29 октября 1976 года, в поселке Васильево Зеленодольского района Татарской АССР — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Похоронен в посёлке Васильево, в берёзовой роще, где очень любил бывать. |
В своей стране пророка нет! Бедный Васильев! Бедные Мы!