Рустам Минниханов: «Я прихожу в школу, а там спешно начинают искать ребенка поговорить со мной по-татарски…»
Президент Татарстана Рустам Минниханов изложил свое видение проблемы изучения татарского языка и сохранения татарской культуры. Примечательно, что интервью он дал изданию из Башкортостана - в пятницу в Уфе с участием президента России Дмитрия Медведева пройдет заседание президиума госсовета по проблемам преодоления ксенофобии и укрепления национального единства.
- Да, были у нас вопросы по языку в образовательных программах. Но это изначально непростые вопросы, не однозначные, — сказал Минниханов. — С одной стороны, когда федеральный чиновник формирует учебный план на огромную страну, он не думает о том, какой ребенок по этому плану будет обучаться, где он живет, в какой среде воспитывается, какие традиции доминируют в той или иной местности. Федеральный чиновник не думает о национальном компоненте. Мы это открыто говорим. И к нам в центре прислушиваются. А если пока кто-то в той или иной степени сути не улавливает, рано или поздно все равно услышит. Но сказать, что здесь все гладко, не могу.
- Для Башкортостана это тоже больная тема…
- Знаете, её надо решать по-другому. Прежде всего, надо честно признать, что методики преподавания языков в нашем образовании далеки от совершенства. Кроме того, родному языку ребенка необходимо учить не только в школе, но и дома. Язык матери каждый человек должен узнать в семье, от самых близких людей – родителей, бабушек-дедушек.
Башкирский, татарский языки, как бы нам ни были дороги, не могут претендовать на лидерство. Россия — это русский язык. Мир — английский язык. Так уж сложилось. Но при этом мы должны свои родные языки сохранить. И насколько успешно это нам удастся, зависит от нас самих. От детских дошкольных учреждений, от семьи, от школы. Всем нам пора понять, что методология преподавания, в том числе и английского, и русского языков, очень не совершенна. Ведь не секрет, что когда я прихожу в какую-нибудь городскую школу, спешно начинают искать ребенка, который бы поговорил со мной по-татарски, стих рассказал. Я разве это не понимаю? Прекрасно понимаю. И не надо по этому поводу строить иллюзий. Мир шагнул далеко вперед, сегодня есть масса направлений в современной лингвистике, которые необходимо использовать. Я считаю, здесь больше технический момент, пробел в организации образовательного процесса.
Нельзя этот вопрос использовать как разменную карту. Такие попытки я всячески пресекаю. Кто тебе мешает учить свой родной язык?! Вот мне никто не мешает. Я говорю на своем языке. И на совещании говорю. Никто мне не запрещает. Мне стыдно за те семьи, где не могут своих детей обучить родному языку, но при этом берутся публично рассуждать о национальной политике. Мать должна прививать любовь к своему языку, к обычаям, если хотим сохранить свою культуру, свои обычаи.
- А ваши дети говорят на татарском?
- Конечно. Это вековая традиция нашей семьи, завещанная отцами. Как я могу от нее отказаться?! Не скажу, что у меня литературный язык, но я с удовольствием на нем общаюсь с коллегами, друзьями, с народом. С вашим новым Президентом Рустэмом Закиевичем мы говорим на своих родных языках и при этом прекрасно друг друга понимаем. И это благо для наших братских народов. А если у нас пока в образовании не все гладко, то федеральный центр ни при чем, самим надо работать.
Я КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ В ШКОЛАХ ПРЕПОДАВАЛИ РЕЛИГИЮ
- Рустам Нургалиевич, вы высказали очень интересное суждение. И верно подметили, что мы часто гонимся за формой, забыв наполнить ее содержанием. Долгий исторический период языковые пристрастия народов предавались забвению, и в одночасье возродить традиции невозможно, необходимо прожить с этим благим устремлением не один год…
- И никто нам сегодня в этом не мешает. Посмотрите на Финляндию – всего тысяча татар, а прекрасно говорят на своем языке. Сохраняют свою культуру. Власти Финляндии гордятся этим. Татарские диаспоры в Австралии, США, Германии, несмотря на свою малочисленность, знают и язык, и обычаи. В нашей стране мы тоже должны гордиться своими корнями. Житель Чувашии должен знать чувашский язык, мариец – марийский, жители Кавказа – свои многочисленные языки. В этом и есть уникальность России! Мы – многонациональная и многоконфессиональная страна. И именно поэтому я категорически против того, чтобы в школах преподавали религию.
- Однако процесс уже запущен, изданы учебники, главным образом по православию, миллионными тиражами, в школьное расписание добавлены часы…
- Я считаю это не самой лучшей идеей. Если хотят учить закон божий — пусть в воскресную школу идут. Какая бы это религия ни была. Мы — светское государство, это записано в нашей Конституции. Введение в школах богословских предметов таит серьезную опасность. Пришел в класс священник, а там сидят, пусть даже всего несколько, дети из других конфессий – как они себя при этом будут чувствовать? Какие мысли будут зарождаться в их головах и душах? Разумным, на мой взгляд, было бы ввести общий курс по истории основных религий. А преподавать этот предмет должен светский учитель, а не священник.
Хочу сказать и о появившейся в последние годы традиции освящения новых объектов или каких-то важных событий. Считаю неправильным, когда в воинскую часть приходит только православный деятель. В российской армии служат тысячи мусульман, людей разных национальностей. Не учитывать этот факт нельзя. У нас в республике заведено правило: если муллу приглашаем по какому-то значительному поводу, то обязательно приглашаем и православного служителя. Иначе мы можем посеять среди людей раздор, внутреннее отторжение чужой веры, что будет иметь очень плачевные последствия.
- К сожалению, в последнее время в обществе наблюдается какая-то едва уловимая фальшь, политики пытаются спекулировать на самых уязвимых чувствах людей. Вера ведь не маскарад, а самое сокровенное…
- Религия — дело сугубо личное. Нельзя использовать веру для пиара. Истинно набожный человек никогда на это не пойдет. Человек, уверовавший во Всевышнего, не станет это демонстрировать. Иначе ты неправильный человек. Правильный человек, близкий к Богу, побоится этого. Душа не позволит. И руководители должны очень аккуратно подходить к таким вещам. Не отдавать предпочтение кому-то одному. Это чревато. Толерантность именно в этом и заключается. Минтимер Шарипович нас всегда учил соблюдать национальный баланс — и в кадровой политике, и во всех других отношениях. Поэтому Татарстан — стабильный регион.
ЕСТЬ ИСТИННАЯ ВЕРА, А НЕ МОДА НА НЕЕ
- В Татарстане недавно уважаемый муфтий сложил полномочия. Среди духовенства ходят разговоры, что это произошло под давлением Москвы. Что можете сказать по этому поводу?
- Лучше бы вам спросить у Гусмана-хазрата, почему или под чьим давлением он сделал такое заявление. Я не вмешиваюсь. Но и безразличным не могу оставаться. Если появляются ваххабиты, какие-то другие радикальные течения, власть не может оставаться в стороне. Мы – власть, и мы отвечаем за свое население. Я не указываю им, как молиться. Это уже определено тысячелетие назад нашими предками. И наша задача — сохранить традиционный ислам. И речь не только об исламе. Время от времени делают попытки пустить в России корни всевозможные деструктивные секты – то какие-нибудь Свидетели Иеговы, то иезуиты, то последователи новоязыческой веры. Я считаю, что и православие, и ислам, принятые нашими предками, должны сохраниться в своем первозданном, каноническом, традиционном виде. Посмотрите, как самозабвенно при церквях служат русские женщины. А как они выходят из церкви, видели? Потихоньку пятясь назад, ни в коем случае не поворачиваясь к образам спиной. Меня всегда это поражает и восхищает – это и есть истинная вера, а не мода на нее.
- Вы хотите сказать, что есть определенные силы, которые влияют на молодежь…
- Что надо сделать, чтобы манипулировать людьми? Купить газету, купить радиоканал или еще проще — воздействовать через религию. Люди, которые себя где-то не нашли, часто идут в религию. К сожалению, мы упустили один момент: многие молодые ребята уехали учиться за рубеж. Это же наша вина, что они уехали. Мы их не могли здесь обучить. А там они получили другое образование. Они теперь мыслят по-другому. Но сказать, что ситуация вышла из-под контроля, не могу. Все под контролем.
- Сегодня много говорят о толерантности в обществе, ищут пути продуктивного диалога. К примеру, всем известный Евгений Максимович Примаков сожалеет о потерянном интернационализме советской эпохи. А вы не жалеете?
- Вы хотите сказать, что в Советском Союзе всё было хорошо? По-татарски разговаривать стеснялись, да и нельзя было. Храмы – церкви, мечети – закрывали. Запрещали детей крестить, муллу приглашать, чтобы имя ребенку дать. А сегодня – пожалуйста, разговаривай на своем языке, открывай мечеть, иди в церковь. Все есть. Все от нас зависит.
Да, мы были коммунистами. В стране работала мощная идеология, и мы в нее верили. Потом идеология поменялась — надо было людей накормить. Накормили. Выросло благосостояние народа. Но пришли новые проблемы. И не случайно руководители страны сейчас много говорят о толерантности, гражданском обществе. Необходимо воспитывать у молодых людей патриотизм и уважительное отношение к другим национальностям, к другим религиям. При этом духовность очень важна для любой нации.
По материалам газеты «Уфимские ведомости»