Дмитрий Пивоваров: «Казани надо избавиться от провинциальности»
Продолжение беседы корреспондента tataram.ru с редактором отдела культуры телеканала «Эфир», заслуженным деятелем культуры РТ, кинокритиком Дмитрием Пивоваровым.
(Продолжение, начало 6 ноября, 7 ноября, и 8 ноября)
У молодежи выбора нет!
Было такое время, когда люди спорили: кто победит – физики или лирики? Теперь настало время иных вопросов. Тревожит, что появилась масса людей, воспитанных не на культурных стандартах и общечеловеческих ценностях, а на всяких шоуподобных мероприятиях, когда главным событием жизни становится не посещение театра или концертного зала, а гипермаркета или торгово-развлекательного центра. Взять Казань. Казалось бы, европеизированный город, с богатыми историческими и культурными традициями. А ведь выбора у молодёжи-то практически и нет! Театров и выставочных площадок критически мало, центров досуга – единицы, кружки по интересам закрываются… Жизнь явно переходит в какое-то иное русло. И когда на знаковых выставках, концертах выдающихся исполнителей я вижу молодые лица, мне всегда хочется понять: почему они пришли сюда? Из соображения, что «это модно» или всё-таки живопись, музыка, театр действительно входят в круг значимых для них интересов? Вообще, это стало уже тревожной тенденцией – на важных, общественно-значимых культурных мероприятиях почти не видно молодых людей.
Да, сейчас в столице республики проводится множество культурно-массовых действ и акций. Тем не менее, я считаю Казань городом не самого высокого вкуса. Внешним лоском, броским архитектурным фасадом, пёстрой мишурой по-прежнему прикрывается наша провинциальность. От неё надо избавляться!
Какую Казань мы любим?
Меня, например, волнует, почему в Казани всего два русскоязычных театра? Впрочем, есть единичные примеры, когда желание творить и созидать преодолевает бюрократические препоны. Например, группа энтузиастов взяла кредит в банке, открыла на свой страх и риск экспериментальный театр на Булаке.
Не могу не вспомнить о летней премьере интерактивного документального спектакля, показанного в июне в Дома актёров имени Марселя Салимжанова. Спектакль назывался «Казань, я люблю тебя!», он был создан во второй режиссёрской лаборатории «Свободная сцена» под руководством главного режиссёра Татарского академического театра имени Камала, председателя Союза театральных деятелей РТ Фарида Бикчантаева. Так вот, «Казань, я люблю тебя!» — это четыре взгляда на столицу республики, это четыре интерпретации города в видении молодых режиссёров. Это и Казань в воспоминаниях – светлая и детская; Казань — в ритмической прозе; Казань – город гопников и маргиналов, в заплёванных подъездах и очередях; Казань современная. В этой смелой постановке нет хвалебных панегириков городу. Спектакль рассказывает о том, какая Казань есть на самом деле и что она вообще значит для всех нас. Кроме того, режиссёры принципиально отказались от привычного пространства зрительного зала, выбрав для действия такие неожиданные места, как театральная библиотека, подвал и даже… туалет. Надо ли говорить, что эта постановка имела большой резонанс в культурной среде?
Но такие примеры – единичны. На самом деле в Казани есть большая молодёжная прослойка, которая пока не имеет возможности выразить своё творческое начало. Может, поэтому кто-то танцует стрип-клубах, становится официантами, барменами, тапёрами, другие заняты в гостиничном сервисе, а иные и вовсе покидают родной город в поисках счастья? Не знаю, потеряли бы мы наши юные таланты, будь у них свой собственный Дом творчества? О необходимости такого центра, где каждый мог проявить свои способности, реализовать задумки, говорят не первый год, задолго до рождения фестиваля талантов и красоты «Созвездие-Йолдызлык». Республике необходим ориентированный исключительно на детство Центр досуга, где были бы различные секции по интересам – скажем, вокальная, театральная, киношная, звукорежиссёрская, анимационная, художественная студии, фотокружок, да всё что угодно!
Продолжение следует
Ольга Юхновская
Фото: photosight.ru, yold.ru