Кто ж посадит памятник?
В Татарстане появилось дерево-патриарх. Мы — первый регион, где в рамках Всероссийской программы «Деревья – памятники живой природы» дереву присвоен особый статус.
Им наградили горно-алтайскую ель, «проживающую» в Тетюшах на территории мемориальной усадьбы Молоствовых. 125-летней красавице присвоили специальный знак, подчеркивающий ее особый статус. И это выглядит довольно актуально на фоне массовых посадок в рамках амбициозной программы «Зеленый рекорд», которую объявили власти Казани.
Людмила Назарова, заведующая ботанической коллекцией Казанского зооботсада:
- Всего одна ель на весь Татарстан получила такой статус? Да люди просто не знают о богатстве родного края! В коллекции Казанского зооботсада тоже есть достойные экземпляры – например, уникальные 180-летние пальмы. Хотите увидеть именно природный памятник? Поезжайте в Волжско-Камский заповедник, что в Раифе. Поверьте, это один из немногих участков в Европе, где сохранились естественные сосновые массивы возрастом 200-250 лет. Сохранились они потому, что леса были монастырскими. Сам академик Арбузов делал там подсечку сосен и получил первый российский скипидар.
Ильдар Алиев, историк-краевед, автор книг о старой Казани:
- Деревья живут дольше людей. За внушительным возрастом отдельных деревьев зачастую стоят яркие исторические события. Многие казанцы любят посещать массив «Дубки» в Кировском районе и находящуюся рядом с ним Екатерининскую аллею, которая была создана в память о визите в город императрицы Екатерины II. Здесь можно увидеть уникальные экземпляры дубов, возраст многих из них насчитывает 200 лет и более. Но находится этот памятник природы в удручающем состоянии. Никому до него дела нет. А ведь без заботы и внимания аллея совсем зачахнет.
Галина Юпина, старший научный сотрудник НИИ экологии КФУ:
- Посетите Архиерейские дачи, что за Танковым кольцом в Казани. Там растет самое старое дерево столицы Татарстана – это североамериканская веймутова сосна: в три обхвата, высотой в 29 метров! Она посажена в 1767 году при митрополите Вениамине. А самое старое дерево в республике (и это доподлинно известно) – дуб у кукморского села Туркаш. Ему исполнилось уже 350 лет. Безусловно, «старичков» надо беречь и всячески опекать, но и пора пришла создавать новые парки. А то неприлично же получается: в Европе есть Булонский и Венский леса, в США – Центральный парк Нью-Йорка. А у нас?
Наиля Иванова, переводчик (Россия-Германия):
- Не понаслышке знаю о серьезном движении по охране вековых деревьев в Европе. Эта традиция началась сто лет назад в Германии. Статус «завещанных деревьев» в странах Евросоюза присвоен десяткам тысяч деревьев! Популярна программа, по которой целыми семьями, из поколение в поколение, ухаживают за историческим растением. Большим спросом пользуются семена и саженцы от мемориальных и исторических деревьев. Это вообще теперь модный и мощный бизнес!
Ольга Юхновская
Фото: shaimiev.tatar.ru