Фиринат Халиков: «Я щупал Историю руками»
Продолжаем историю успеха член-корреспондента Российской Академии художеств, лауреата премии им. Тукая, автора памятника основателю города Елабуга и автору дизайна интерьеров Московской Соборной мечети Фирината Халикова.
(Начало 13 ноября и 14 ноября)
Грусть – это наша правда
Давайте зададимся вопросом: чем же работы Фирината Халикова «цепляют» людей?
Если говорить о пейзажах, то, как человек, прошедший академическую школу, он возвел для себя в принцип – писать исключительно с натуры. Никаких фотографий!
Здесь главный постулат – соблюдение световоздушной перспективы и силы. Как говорит художник: «Есть серый летний день, и есть – серый зимний, а ты попробуй уловить разницу!» И ведь действительно, иной дилетант надует губы: мол, почему это у него пейзажи такие темные да сумрачные, не веселые, в общем. А по тому, что это – правда, а не приукрашенный вымысел, не заказная псевдо радость…
Для Фирината писать удобоваримые «салонные» (в его трактовке – неестественно яркие, обывательски «съедобные») картины означает одно – обман! А чтобы оценить очарование сюжета, всего-то и надо – всмотреться сердцем в эти неброские на первый взгляд, наполненные поэтической грустью и нежной тоской приволжские просторы и ландшафты, виды родной, татарской, стороны… Никаких дополнительных слов и не понадобится!
Тому подтверждение – трогательные работы, сделанные весной в древнем Булгаре, на улочках старой Казани, в деревнях Татарстана, на родине художника – в Вятских краях… И тут уместно вспомнить еще и о том, что еще в начале 1980-х Халиков, будучи членом творческого объединения «Москворечье», успешно выставлялся на крупнейших вернисажах в нашей стране и за рубежом с темой «Умирающая деревня».
Вечная тема — Казань
Вернувшись в Татарстан, на историческую родину, художник с головой ушел в постижение татарского этноса, истории, национальной культуры и быта. После посещения древних заповедных мест и памятников архитектуры волжских булгар, где когда-то создавали свои неповторимые шедевры Саврасов и Шишкин, обрел свою Тему и Фиринат Халиков. Он обратился к жанру «исторического пейзажа», взявшись за ни кем еще не тронутую тему тысячелетней истории Казани. Так, с 1994 по 2007 годы он создал серию «Вечная Казань». Автор впервые в истории изобразительного искусства и исторической науки Татарстана сделал попытку на научной основе воссоздать облик древнего города с момента его возникновения и до периода присоединения к Руси в XVI веке. По мнению большинства специалистов-историков, архитекторов и искусствоведов, попытка эта увенчалась успехом.
- Избрав эту тему, — поясняет Фиринат, — я решил подойти к вопросу самым тщательным образом. Два года я прилежно посещал лекции профессора истории Альфреда Хасановича Халикова (однофамильца) в Казанском Государственном университете, брал у него уроки, получал подробные консультации. Неоднократно обращался за советами к академику архитектуры Сайяру Ситдиковичу Айдарову. Не ограничился изучением документов в библиотеках, неоднократно выезжал на раскопки в Татарстане. В общем, щупал историю руками.
Продолжение следует.
Ольга Юхновская
Фото: kazan-kremlin.ru