Лия Нигмати: «Талантливые люди — светятся!»
Молодая пианистка Лия Нигмати – выпускница Казанской государственной консерватории по классу фортепиано. Она – победительница ряда престижных международных и российских конкурсов. Сейчас она учится в Италии – в Академии музыки (Болонья) и уже полтора года работает пианисткой оперной звезды мировой величины Любови Казарновской, которая сейчас совершает большое турне по России и Украине.
Несмотря на плотный гастрольный график, талантливая исполнительница Лия Нигмати находит время навестить и свою малую родину. В Казани большой популярностью пользуются ее музыкальные вечера в музее-квартире Назиба Жиганова: попасть на них «с улицы» практически невозможно. Очередной такой вечер состоится 27 декабря.
Наедине со всеми
Последние два года я действительно не часто бываю на своей родине, в Казани. Учусь в Италии и параллельно с учебой концертирую с Любовью Казарновской. Но вот звезды сложились, и я снова дома.
Устраивать время от времени камерные вечера в музее-квартире Назиба Жиганова (как когда-то проходили «музыкальные салоны» в XVIII- XIX веках, с их культурой исполнения и восприятия музыки) — моя давняя мечта. Всегда хотелось устроить сольный вечер в узком кругу, чтобы рядом были дорогие и близкие люди. Кто-то скажет – это выступления для избранной публики. Но ведь камерность и не предполагает большого количества гостей.
Стиль таких вечеров мне видится исповедальным. Я всматриваюсь в лица людей, рассказываю о том или ином композиторе, что ему было близко, как я воспринимаю произведение на вкус и цвет, по другим критериям. Говоря о Рахманинове, например. надо обязательно объяснить, почему его называют композитором-пейзажистом. Он ведь безумно любил буквально каждую травинку на своей родине, и что вот конкретную прелюдию не просто так называют «У разлива»: в ней он рисует бескрайние просторы России… А потом я начинаю играть мелодию. На мой взгляд, нельзя скупо просто объявить – «Рахманинов. Прелюдия ре мажор». Не должен музыкант просто сесть и сыграть. Он должен делиться своими личными переживаниями с публикой!
Семья и Учителя
Мой учитель в Казанской консерватории – профессор Виктор Столов. Он — ученик самого Эмиля Гилельса! А это дорогого стоит – мой учитель сам впитал и мне передал высокие русские традиции, как педагогические, так и музыкальные. И я считаю себя в каком-то смысле музыкальной внучкой Гилельса…
Но на самом деле огромную роль в моей судьбе сыграла именно моя семья. Жилка артистическая мне тоже досталась в дар от предков. Бабушка была танцовщицей казанского балета, мой дед всю жизнь был связан с музыкой – он певец и композитор, мой папа тоже музыкант и лишь мама — архитектор, но ведь и архитектуру называют «застывшей музыкой», не правда ли? Конечно, семейная атмосфера наложила отпечаток: именно в отчем доме я впитала любовь к книгам, качественной литературе, театру, хорошему кинематографу.
Искусство и шоу-бизнес
Как я появилась в проекте Любови Казарновской? Дело в том, что весной 2011 года я выступала в Угличе на одном из музыкальных проектов, куда меня пригласили, как солистку Казанской консерватории. Там присутствовала Любовь Юрьевна, она отметила мое исполнение. К тому же импресарио дал лестные рекомендации… Затем мне пришло предложение от Казарновской о совместной работе, и я, конечно же, с восторгом его приняла. Но получив предложение о сотрудничестве, тут же уехала… в Париж на конкурс! Но, как видите, мы не потерялись! Я это сразу сердцем ощутила: Казарновская — из той породы людей, с которыми категорически нельзя расставаться! Очень горжусь этим сотрудничеством! До сих пор удивляет, как Любовь Юрьевна представляет меня на концертах. Она говорит – «Моя пианистка — человек-оркестр».
А псевдоним Нигмати появился при весьма забавных обстоятельствах. На объявлении результатов конкурса в Париже ведущая безуспешно попыталась произнести мою полную фамилию – Нигматзянова. На все лады коверкала язык – «Победила пианистка из России Лия…Нигмадю, Нигматжи…» В общем, выяснилось, что ни французы, ни итальянцы справиться не могут, им крайне труден наш язык. С тех пор и повелось – Нигмати…
Джаз и рок
Рекомендовала бы молодым не чураться джаза… На мой взгляд, весьма полезны такие акции, как Казанский джазовый фестиваль в усадьбе Сандецкого. У джаза иная эстетика, это правда, но она не менее прекрасна. Запомнилась статья Андрея Макаревича о блюзе в одном из московских толстых журналов. Он написал примерно так – «те, кто считает, что джаз — это музыка для нудных скучных очкариков, думайте так и дальше. Слушайте Стаса Михайлова». Но здесь оговорюсь, что для восприятия любого вида искусства все таки нужна подготовка: моральная, духовная, нравственная плюс слушательский (зрительский) опыт. К примеру, чтобы понять творчество поэта ХХ века Владимира Маяковского, надо до этого «познакомиться» с Шекспиром, Пушкиным, Лермонтовым…
Из современных музыкантов я симпатизирую госпоже Земфире Рамазановой. Очень достойная исполнительница. Конечно, со своими взлетами и падениями, но ведь это всем творческим людям свойственно. Мне кажется, и Дмитрий Билан весьма одаренный человек. Меня мама иногда спрашивает: почему видно сразу, вот этот – талантливый, а этот — нет? Я отвечаю: «Понимаешь, талантливые – они светятся! Как будто на них сверху какую-то небесную пудру посыпали, и это мерцание – видно всем! Глаза закрой или уши, а так или иначе радость от таланта обязательно просочится».
Ольга Юхновская
Фото: из архива Лии Нигмати
Очень талантливый человек! Играет превосходно! Очень горд, что лично знаком с ней!