Рашид Загидуллин: «В 90-е с нами расплачивались… самоварами»
Продолжение интервью главного режиссера театра имени К. Тинчурина Рашида Загидуллина.
(Окончание. Начало 21 января)
– Как коллектив пережил период «безвременья» 1990-х?
– Те годы вспоминаются сейчас с горечью и улыбкой – тот натуральный обмен, когда за спектакль с нами расплачивались не деньгами, а разными товарами – то кухонными уголками, то кирпичом. Директор изворачивался, приходилось все это реализовывать, чтобы ставить новые спектакли. Склад театра был забит разными вещами, мы использовали их как реквизит. Однажды расплатились с нами огромным количеством электрических самоваров – к счастью, это был юбилейный год, мы их вручали в качестве подарков. Но именно в это время был поставлен ряд ярких спектаклей.
– Обозначьте периоды собственного творческого развития в театре?
– Поначалу был нервный период поиска формы. К сожалению, бюджет постановок у нас и тогда, и сейчас очень ограничен, приходилось отрабатывать каждый спектакль в том числе и на предмет затрат на него, а это – прямое влияние на форму выражения.
Минимализм на сцене не от творческой концепции, а от нищеты бюджета – это не совсем хорошо. Но как-то выкручиваемся - и сегодня, и тогда. В самом начале мне нужна была постановка, в которой смог бы участвовать весь коллектив. Я начал работу по роману Нурихана Фаттахова «Пока течет река Итиль». По молодости не учел и начал репетиции, не получив изначально согласия автора на постановку. И вот я получаю письмо, что он не только против постановки, но даже против написания инсценировки романа – бездоказательно, без объяснения причин.
Хотя многие говорили мне, что автора не переубедишь, я напросился к нему на личную встречу, три часа рассказывал, какой прекрасный получится у нас спектакль. И в итоге сумел уговорить, только пойдя на большой режиссерский риск: если на генеральном прогоне постановка не устроит автора, мы снимаем ее из репертуара театра, чего бы мне это не стоило.
Тех возможностей, что можно реализовать сегодня в оформлении сцены, тогда и в помине не было. В этом спектакле декорации были так сказать, условными: два паруса сверху и пустой пандус внизу. На сцене не было традиционных «домиков с крыльцом». Это вызывало недоумение у всех участников. Но у меня была потрясающая постановочная команда, что помогла подготовить музыку, костюмы. В начале спектакля о принятии Великой Булгарией ислама звучала молитва, которую исполнила Масхуда Шамсутдинова, композитор этого спектакля, вводя зрителя в тот мир прошлого, помогая сразу понять условия актерской игры. Исламия Махмутова, Халил Махмутов, Зуфар Харисов, Джамиля Асфандьярова – много талантливых актеров проявили себя по-другому, и это был первый шаг к пониманию, что передвижной театр становится другим.
Второй шаг от передвижного театра – оперетта «Женихи». Ранее у нас ставились в основном музыкальные комедии, а это – полноценная оперетта. Потом был «Безумный день, или женитьба Фигаро». Многих удивил выбор этой пьесы Бомарше на татарской сцене. Но все недоуменные вопросы парировал фразой «У меня там и Моцарт звучит». Спрашивали: «Моцарт по-татарски?» Я отвечал: «Моцарт – по-моцартовски». «Фигаро» прошел замечательно и собрал лучших артистов. Далее были такие спектакли как «Привередливый жених», «Вдовий пароход», «Угасшие звезды». Я думаю, «Мамаша Кураж» с Исламией Махмутовой в главной роли стала завершением переходного периода перехода театра Тинчурина от состояния передвижного к стационарному театру.
– Что для Вас как режиссера самое главное?
– Я остаюсь приверженцем Щукинской школы – это яркость, зрелищность, театральность. Опираюсь в своей работе на постулаты великого педагога и режиссёра Евгения Вахтангова, главный из которых – «время – автор – коллектив». Созвучие автора времени и коллектива, способного воплотить его замысел, – это главные ориентиры для режиссера.
Режиссер должен обладать пониманием момента, выбирая автора, что созвучен времени, в котором мы сегодня живем. Следующий принцип – нельзя ставить спектакль без артиста, например, нельзя ставить «Гамлета» Шекспира, если нет исполнителя на роль Гамлета.
Если указанное триединство складывается – спектакль готов и его будет смотреть зритель. Главное для меня, чтобы зритель не ушел равнодушным с моего спектакля.
– Каким же театр входит в свой юбилейный год?
– Сейчас я переживаю, как кажется, золотой возраст, когда чувствую, что могу и умею многое. Хочется делать разное. Например, мы пытаемся восстановить такое театральное действо, как литературный спектакль – два положительных опыта уже было. Это спектакль по произведениям Габдуллы Тукая и Мухаммета Магдеева. Сейчас делаем музыкально-поэтический спектакль по произведениям Разиля Валеева.
Сегодня мы работаем так же над очень сложным и многоплановым спектаклем по пьесе Нурмухаммата Хисамова «Йосуф и Зулеха». Это очень интересный многоплановый и специфический проект, поскольку пьеса написана по одноименной легенде великого Кул Гали. Наш спектакль ставится так же в жанре легенды, но не как историческая иллюстрация, а как материал для творческого эксперимента всех участников постановки.
– Каким Вам видится татарский театр завтрашнего дня?
– Разным. В свое время мой педагог Евгений Симонов был удивлен самому факту наличия в Татарии нескольких национальных театров. Хотя как тогда, так и сегодня, это Камаловский, молодежный театр имени Кариева, также в Закамье много интересных театров – чем больше их будет, тем лучше.
Большое количество любительских театров, первые ростки студийных коллективов – и это тоже хорошо, возможно они когда-то преобразуются в новые профессиональные театры. В результате этих превращений зритель получает право выбора, он становится избирательным, благодаря этому сегодня существующий национальный театр развивается и растет.
Наша справка:
Рашид Загидуллин родился 18 ноября 1964 года в городе Губаха Пермской области. Окончил Казанское театральное училище, факультет актерского мастерства (1988), ВТУ им. Б.В.Щукина по специальности «режиссер драматического театра» (1993). Владеет немецким языком.
В 1988 — 1993 годы — актер, режиссер Казанского молодежного театра.
С 1993 года — главный режиссер Татарского государственного театра драмы и комедии им. К.Тинчурина.
С 1993 года — преподаватель актерского мастерства и режиссуры в Казанском театральном училище, Казанском государственном университете культуры искусств.
С 2005 года — участник режиссерских семинаров в «Школе драматического искусства — театр Европы», «Малый драматический театр — театр Европы».
Заслуженный деятель искусств РТ.
Заслуженный артист РФ.
Доцент Казанского государственного университета культуры и искусств, доцент театрального творчества.
Награжден медалью «В память 1000-летия Казани» (2005).
Лейсан Масгутова
Фото: tinchurinteatr.ru