Юрий Бродниковский: «Команда на яхте не сидит ни минуты»
Продолжение беседы с президентом Федерации парусного спорта Татарстана, бардом и бизнесменом Юрием Бродниковским.
(Окончание. Начало 19 февраля и 20 февраля)
- Так сколько же стоит «свобода яхтсмена»? Расскажите, насколько это вид спорта доступен нашим гражданам?
- Цены на яхты могут достигать и шести миллионов, а могут, как в случае с яхтой российского олигарха Романа Абрамовича «Eclipse» — и 500 миллионов или даже одного миллиарда долларов. Но есть и более реалистичные варианты. Например, новая маломерная парусная яхта – мотосейлер стоит от 30 тысяч долларов. Но это в случае, если вы закажете ее в стране-производителе. Покупка подобного судна в России обойдется в 50 тысяч долларов, с учетом «растаможки» и прочих «государственных услуг». Разумеется, бывшая в употреблении яхта обойдется дешевле. Успешно занимаются производством парусных суден такие европейские страны, как Голландия, Германия, Франция, Италия, Дания, где парусный спорт особенно популярен. Еще в Санкт-Петербурге делают яхтенные суда, но европейские и американские суда все же лучше.
- А из чего сейчас делают яхты? Что предпочтительнее?
- Вы можете приобрести деревянную яхту, которая прослужит вам 100 лет в прямом смысле слова, а можете и пластиковую, она будет сопровождать вас как минимум лет 30. Деревянные суда дороже пластиковых в два-три раза. Яхты могут быть гибридные (с мотором и парусами) либо только парусные. Выбор судна зависит от ваших целей. Если вы желаете не спеша (причем очень не спеша) кататься по волнам – можете пренебречь мотором, но все-таки учтите, что тогда ваша зависимость от направления ветра и прочих капризов стихии будет в таком случае очень сильной.
На мой взгляд, гибридный вариант с парусами и мотором наиболее удобный. Он позволяет и развивать скорость, когда это нужно, и отдаваться на волю ветру, идя по волнам не спеша.
- Ну, а что скажете о тюнинге корабля?
- К гибридной яхте нужно будет взять мотор (примерно от 300 тысяч рублей), который изначально в комплект не входит. Можно прикупить автопилот (от 75 тысяч рублей), рекомендуется также приобрести эхолот (от 70 тысяч рублей), измеряющий глубину дна и даже показывающий, есть ли живность в том месте, где сейчас проплывает судно. Желательно обзавестись навигатором (от 20 тысяч рублей), если он вам, конечно, нужен. Все вместе обойдется вам в 470 тысяч рублей – это минимум.
Следующим затратным пунктом вашего бюджета окажется топливо. Не самый дешевый бензин АИ-92 потребляется яхтой от 3 до 15 литров в час, в зависимости от скорости. А скорость яхты развивают в среднем до 20-40 километров в час. Мотор будет требовать к себе внимания, обслуживания один раз в год.
Ну и стоянка. Она тоже не бесплатная. Цены варьируются в зависимости от многих факторов, так что сказать определенно, сколько это стоит, сложно. Но помните, что обслуживание яхты в среднем обходится в 10-20 процентов от ее стоимости в год.
- Где учат управлению яхтой? Ведь и на водных просторах нужны права…
- Неплохо обучают в Турции, стоимость обучения – от тысячи долларов. Считается, что самые хорошие знания дают в Англии, стране мореплавателей. Учиться управлению яхтой действительно необходимо, и не только и не столько ради корочки, а ради знаний и умений, которые вам на яхте ох как пригодятся!
Яхтенный спорт — очень трудоемкий. Команда на яхте ни минуту не сидит без дела! Ей нужно следить за направлением движения и глубиной воды, управляться с парусами (что, поверьте, нелегко) и одновременно отслеживать крен судна. А теперь добавьте к этому недюжинное знание ветров, технических особенностей судна и сложную терминологию.
Ольга Голубовская
Фото: kazan.newtest.aif.ru