Рамзан Кадыров выступил против засилья мигрантов
На фоне событий в Пугачёве Рамзан Кадыров выступил против засилья мигрантов. Глава Чечни Рамзан Кадыров обратил внимание на то, что республику наводнили гастарбайтеры. Об этом он написал в личном блоге на LiveJournal, озаглавив пост «И у нас «понаехали».
«В последние годы наша республика вплотную столкнулась с проблемой притока незаконных мигрантов. С одной стороны, если они приезжают, значит не все у нас так и плохо – есть работа, есть и определенные условия. Но, с другой стороны, если в целом по стране завоз трудовых мигрантов объясняется нехваткой рабочей силы, то для нашей республики бесконтрольный приток рабочей силы не может быть оправданным», – пишет Кадыров.
«Настораживает» главу Чечни и «криминальный оттенок этого явления». По его словам, в марте этого года на территории Чеченской республики гражданин Вьетнама убил своего соотечественника. Кадыров добавил, что регулярно проводятся профилактические мероприятия и уже с начала этого года выявлено более 300 фактов нарушений миграционного законодательства. В заключение глава Чечни пообещал избавиться от нелегальной миграции.
Пост господина Кадырова вызывает, мягко говоря, недоумение. Дело в том, что сверкающие огнями проспекты Грозного, его невиданная на Кавказе 40-этажная высотка, его самая большая в Европе мечеть и самый большой на Юге России стадион построены именно руками трудовых мигрантов. Сами чеченцы на стройках не вкалывают – это делают за них турки, азербайджанцы и дагестанцы, которых нанимают на федеральные деньги.
Уместно напомнить, что Чечня – один из самых дотационных регионов РФ. Согласно данным Министерства финансов, в 2012 Чечня по объему дотаций – 14,5 миллиарда рублей – заняла пятое место, пропустив вперед Якутию, Дагестан, Камчатку и Алтайский край. При этом надо понимать: общий объем дотаций не учитывает численность населения региона. В той же Чечне проживает более 1,2 миллиона человек – против тридцати тысяч на дотационной Чукотке. А по сведениям Росстата, в 2011 году в Чечне городские и региональный бюджеты потратили более 80 миллиардов рублей, а налогов, в том числе и федеральных, собрали всего на 9 миллиардов. Словом, федеральных денег в республике хватает, кое-какая работа имеется, но трудиться жители республики, похоже, категорически не желают.
Безработица в Чечне действительно аховая. По официальным данным за 2011 год, при среднем в России уровне безработицы в 6,6 процента на Кавказе безработными были 15 процентов населения. При этом в Чечне этот показатель достиг 36,7 процента. Если средний валовой региональный продукт на душу населения в России составляет 261 тысячу рублей в год, то для СКФО этот показатель равняется всего 94 тысячам рублей. Худший показатель имеет Чечня — 55 тысяч.
И вот Кадыров объявил войну гастарбайтерам. В своем посте он намекнул на «цыган, которые в свое время попрошайничали на улицах» и отметил, что их теперь там больше нет. При этом глава Чечни не рассказал, как именно избавился «цыганской» проблемы, и откуда в республике возьмутся квалифицированные рабочие, если она отправит мигрантов восвояси.
Что стоит за инициативой главы Чеченской республики?
– Заявление Кадырова – это реакция на события в Пугачеве, – уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – На фоне античеченских настроений, охвативших в последнее время страну, Рамзан Ахматович дает понять: ребята, мы такие же, как вы, и так же страдаем от засилья гастарбайтеров. Тем самым он демонстрирует единство с остальной Россией. Это очень грамотная реакция на события – непрямая. Думаю, пиарщики должны занести этот пример в свои учебники.
Если смотреть на дело с содержательной точки зрения – в Чечне действительно работают, в основном, мигранты. Это турки, дагестанцы, даже китайцы. Вьетнамцев там доселе не видели, но вполне возможно, и они трудятся где-нибудь в подпольных цехах. Я думаю, такая картина связана, прежде всего, с отсутствием трудовой мотивации у самих чеченцев.
Чеченская республика, с одной стороны, более десяти лет находилась в состоянии гражданской войны и борьбы с терроризмом. С другой – именно в Чечне имеются богатейшие традиции рабовладения. Все это напрочь отбивает трудовую мотивацию у ее жителей. «Зачем работать, если можно поехать в Россию и пограбить?!» «Труд – это для рабов!» Думаю, как раз такая мотивация в республике присутствует, и именно этим Чечня сильно отличается от остальной России.
В любом случае, если господин Кадыров собирается бороться с гастарбайтерами – это хорошо. Думаю, нужно следить за его опытом. Учитывая эффективность его прошлых начинаний – вроде удаления цыган с улиц – этот опыт будет полезно распространить на всю нашу страну…
– Кадыров пытается – пусть в негативном ракурсе – представить Чечню обычным российским регионом, – согласен политолог Федор Крашенинников. – Ему крайне неприятно, что в Пугачеве люди прямо назвали группу соотечественников, которых они не хотели бы видеть в своем городе. Поэтому он пытается переиграть ситуацию в свою пользу – продемонстрировать, что Чеченская республика находится по одну сторону баррикад с остальной Россией, и сталкивается с теми же бедами.
На мой взгляд, эта попытка выглядит несуразной. Для большинства россиян Чечня была и остается другим миром. Они не могут всерьез относиться к сказкам, что республику заполонили мигранты, и мешают жить простым чеченцам. Скорее, такие утверждения вызовут негативную реакцию. Это так же нелепо, как если бы президент Таджикистана стал утверждать, что в Таджикистан понаехали мигранты, и с ними надо срочно разобраться…
– Мы не знаем, какая на самом деле безработица в Чечне, – уверяет директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Высокие цифры «нарисованы» региональной властью, чтобы получить федеральное пособие. Но вместе с тем, работы в Чечне действительно мало, оттуда идет устойчивый миграционный отток трудоспособного населения в другие регионы России.
Да, на строительство в республику привлекается рабочая сила. Но это либо квалифицированные рабочие и инженеры из Турции на крупные стройки, вроде мечети или гостиницы, либо дешевые рабочие из стран СНГ на стройки помельче.
В Чечне нет рабочих мест за пределами бюджетного сектора, строек и частного сельского хозяйства. В республике выше крыши чиновников, но нет промышленного производства. Поэтому с кем собирается бороться господин Кадыров – я не очень представляю…
– Мне непонятно, почему Кадыров завозит в республику трудовых мигрантов вместо того, чтобы вернуть русских, которые проживали в Чечне до начала 1990-х, – говорит депутат Госдумы третьего и четвертого созывов Виктор Алкснис. – Напомню, что по данным переписей населения в Чечено-Ингушской АССР в 1989 году проживало почти 25% русских, а к 2010 в Чеченской республике русских осталось менее 2%. Это – результат этнических чисток русского населения в начале 1990-х. Напомню также, что в 2002 году президент Владимир Путин заявил, что в «результате этнических чисток в Чечне погибло до 30 тысяч человек, а возможно, и больше». Почему сегодня Кадыров не пытается устранить последствия этих чисток? Почему некоторые виновники тех событий занимают высокие посты в республике и амнистированы? Сегодня лидер Чечни реагирует на общероссийское негативное отношение к чеченцам, и пытается сместить внимание общества с этой проблемы. Но я не думаю, что ему это удастся…
Андрей Полунин
Источник: svpressa.ru