Малую Родину уничтожит скоростная магистраль
Малая Родина в опасности: скоростная железнодорожная магистраль уничтожит Волжско-Камский биосферный заповедник, а также заказники «Голубые озера», «Свияжский», «Кичке Тан», «Ленино-Кокушкино».
Общественные слушания по проекту высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург состоятся в самое неудобное для этого время: 30 июля, во вторник, в 10 утра в конференц-зале Миндортранса Татарстана, по адресу: улица Ершова, дом 31а. Да, будний день, разгар рабочего времени – лучше и не придумаешь, если хочешь соблюсти правила гласности и вместе с тем замять вопрос…
И пары месяцев еще не прошло после того, как общественность узнала о начале предпроектных разработок строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Нижний Новгород – Казань» (это всего лишь часть проекта ВСМ-2, реализуемого ОАО «Скоростные магистрали»), и вот на тебе – на публику уже выносят материалы оценки воздействия на окружающую среду.
Из открытых источников известно, что магистраль планируется провести по территории Москвы, Московской, Нижегородской, Свердловской областей, республик Чувашия, Марий Эл, Башкортостан, Татарстан, Удмуртской Республики и Пермского края.
Нас интересует часть, касающаяся именно Татарстана. В материалах ОВОС по РТ рассматриваются три основных варианта: так называемы «рекомендованный», первый с тремя подвариантами и второй – с двумя вариантами.
Казалось бы, чего беспокоиться? Разве плохо, если мы получим возможность в считанные часы перемещаться по стране? Не спешите выражать «одобрямс». Спешка в таких вопросах может обернуться трагическими последствиями для природы и экологии Татарстана. Так, в зону землеотвода ВСМ-2 попадут (это четко означает тотальную вырубку) от 1000 до 2000 гектаров лесов, в том числе — защитных. И это не все: скоростная магистраль пройдет по особо охраняемым природным территориям (ООПТ). От того, какой вариант выберут, будет зависеть, сколько таких особо охраняемых территорий пострадает – 5 или все 10 ООПТ. Не слишком ли опрометчиво мы соглашаемся на все, за что федералы готовы давать деньги?
Давайте посмотрим, что «рекомендует» заказчик? Его вариант – провести магистраль по биосферному Волжско-Камскому заповеднику. Считай, РЖД лишит нас природных сокровищ, которыми мы и распоряжаться-то не имеем права: заповедник должен достаться в первозданном виде нашим наследникам, последующим поколениям. Но ведь и три других варианта также посягают на охранную зону заповедника, а еще два подварианта предполагают вторжение РЖД на земли Национального парка «Нижняя Кама». И это еще не все!
Под трассу попадают несколько региональных заказников и памятников природы, в том числе — заказники «Голубые озера», «Свияжский», «Кичке Тан», «Ленино-Кокушкино». Да тут во все горло кричать надо: малая Родина в опасности! Учтем, что все три варианта (от рекомендованного до двух подвариантов) предполагают прохождение магистрали по единственному крупному лесному массиву в Казани – городскому лесу «Лебяжье».
При этом даже сам разработчик признает, что «предварительный анализ расположения особо охраняемых природных территорий относительно трассы ВСМ-2 выявил вероятность существенного негативного воздействия ВСМ-2 на ряд ООПТ Республики Татарстан». Признать – мало. Общество должно четко выразить свое неприятие замыслов РЖД. Ведь строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали на особо охраняемых природных территориях (а также и в защитных лесах зеленых зон) входит в полное противоречие с действующим природоохранным законодательством и с положениями Земельного и Лесного кодексов. Если сейчас не прозвучит решительное «нет», останемся с этой самой магистралью посреди пустыни.
Между тем, 22 июля Гринпис России выпустил пресс-релиз под заголовком «Футболом по заповеднику?». В нем сделано заявление, что «наиболее вопиющая ситуация с прокладкой ВСМ складывается в Республике Татарстан». Граждане, не будьте равнодушными, примите участие в общественных слушаниях, выразите свою позицию!
Ольга Юхновская
Фото: zapoved.ru