Дмитрий Пивоваров и его любимые триллеры
Известный телевизионный ведущий, кинокритик Дмитрий Пивоваров продолжает отвечать на вопросы корреспондента tataram.ru
(Продолжение, начало 6 ноября и 7 ноября)
…Кому-то, возможно, покажется смешным и даже забавным, но единственный фильм, который я смотрел несчётное количество раз — это художественная кинолента «Вий» по одноимённой повести Николая Гоголя, выпущенная в СССР в 1967 году. Это был один из лидеров кинопроката в своё время: только в 1968-ом его посмотрели более 32 миллионов человек! «Вий» — первый и единственный фильм ужасов, снятый в Советском Союзе.
Есть ещё один фильм, которым я восхищаюсь. В 1979 году в прокат вышел (также первый в СССР) мистический триллер «Дикая охота короля Стаха», снятый режиссёром Валерием Рубинчиком по повести белорусского писателя Владимира Короткевича. Действие картины разворачивается в 1900 году в белорусском Полесье, куда приехал молодой учёный, этнограф Андрей Белорецкий, чтобы изучать народные предания. Он поселился в небольшом поместье Болотные Ялины, хозяйка которого Надежда Яновская -последняя представительница старинного дворянского рода - поведала страшную историю о короле Стахе, время от времени учиняющем дикую охоту на членов древнего семейства.
Сюжет фильма значительно отличается от сюжета романа, по которому он был поставлен, и основными ходами сильно напоминает «Собаку Баскервилей» Конан Дойля. Владимир Короткевич изложил одну из народных легенд Беларуси, основанную на исторических событиях, но с политической (социальной) подоплёкой. Этнограф Андрей Белорецкий - не вымышленный герой романа, эту историю он рассказал в возрасте 96 лет. Впервые роман был напечатан в белорусском журнале «Молодость» в 1964 году.
Фильм «Дикая охота короля Стаха» завоевал массу престижных зарубежных наград: Гран-при на I МКФ детективных и таинственных фильмов «Мистфест» (Италия, 1980), спецприз жюри фильму, приз «за лучшую женскую роль второго плана» В. Шендриковой на Х МКФ фильмов-ужасов и научной фантастики в Париже (1980, Париж), спецприз жюри на IV МКФ в Монреале (1980, Канада), диплом фильму на ХІХ МКФ научно-фантастических фильмов в Триесте (1981, Италия), диплом фильму на МКС «Фильмэкс» в Лос-Анджелесе» (1981, США), Гран-при на МКФ мистических и научно-фантастических фильмов «Пассаж-44» (1983, Бельгия). Но вот парадокс — в родной стране фильм буквально предали анафеме, да и просто запретили!!! Правил страной в те застойные времена Брежнев, чиновники от культуры заявили, что «Дикая охота короля Стаха» — кино вредное, в нём смакуются ужасы и вообще – это декаданс на высшем уровне…
…Меня с завидным постоянством спрашивают: почему сразу по окончании ВГИК я не стал себя искать в кинематографе? Но ведь нет ничего невозможного. Не так ли? Поэтому не исключаю, что реальная работа в кино меня ещё «найдёт». Сегодня телевизионщику осуществить какой-то свой проект, задумку в кино не так уж и сложно. Сужу по своим знакомым. Главное, чтобы была поддержка. На моих глазах, например, из выпускника технического вуза «родился» кинорежиссёр Сергей Свинцов-Ольденбург (окончил в своё время КГТУ им. Туполева). В частности, он снял полнометражный художественный фильм «Голубка». В основе сценария – история большой любви искусствоведа, журналистки Светланы Колиной и художника Геннадия Архиреева, то есть отношения реальных людей, живших в Казани. Съёмки тоже прошли в Казани, в старом районе города, а также в Свияжске. Главных героев сыграли московские актёры Инга Оболдина и Александр Коршунов (мхатовец). В эпизодических ролях и массовке снялось множество казанцев – это и фотограф Фарид Губаев, и оригинальный художник-философ Виктор Тимофеев, актёры ТЮЗа – Роман Ерыгин, к примеру. У этого интересного фильма были хорошие отзывы, он понравился зрителям. Одним словом, получился своеобразный кино-памятник – о судьбе шестидесятников, о том, как это поколение пережило крах великой страны, путч 1991-го.
Продолжение следует
Ольга Юхновская
Фото автора