Дмитрий Пивоваров: «Увы, культурная столица Поволжья – это не Казань»
Завершаем публикацию беседы корреспондента tataram.ru с кинокритиком и известным телеведущим, заслуженным деятелем культуры РТ, членом жюри фестиваля «Созвездие» Дмитрием Пивоваровым.
(Окончание, начало 6 ноября, 7 ноября, 8 ноября и 9 ноября)
К нам везут весь «слив»
Поколение нынешних детей ориентируют преимущественно на спорт. Да и Татарстан в целом сейчас позиционируется как спортивная республика. Так что культурная столица Поволжья, к сожалению, это далеко не Казань… Если посмотреть на афиши только в соседних с нами городов Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Волгограда, то сравнение отнюдь не в нашу пользу. Ощущение, словно это абсолютно разные миры. Например, театральная антреприза – к нам же весь «слив» везут, то есть устаревшие как морально, так и физически спектакли. Это ужасно. Продюсеры тоже не понимают, что именно востребовано казанским зрителем, что ему интересно, кого сюда везти? Вот почему мимо нас проходит очень многие важные культурные проекты.
Клоны на татарской эстраде
Я не единожды спрашивал различных устроителей гастролей, в чём причина такого подхода? Мне отвечали: существует устойчивое мнение о том, что в Казани востребованы не лучшие современные образцы — театра ли, кино ли, вокала и так далее, а исключительно татарская эстрада. И, дескать, 60-70 процентов зрителей пойдут не на оперную или джазовую звезду мирового уровня, а предпочтут концерт местного исполнителя в каком-нибудь районном ДК. Разумеется, есть в республике настоящие национальные звёзды — Салават, Хания Фархи, например. Но у нас действительно непомерно большая прослойка поющих и танцующих посредственностей! С каждым годом всё острее чувствую, что сами исполнители, да те же признанные мэтры, уже не воспринимают этих эстрадных клонов. То есть пошёл уже как бы шлак, селевой поток совершенно обезличенных (впрочем, хорошо одетых, красиво причёсанных, обихоженных стилистами) роботов-артистов.
Только воспитание вкуса у публики, только развитие общей культуры и поднятие её на более высокую планку поможет справиться с этим «нашествием». Возвращаясь к фестивалю «Созвездие», не могу не отметить, что среди его участников много ребят именно из национальной среды. Вот им и в них – я верю. Потому что, освоив азы сценической культуры, им предстоит возродить татарское искусство. Да это, в принципе, уже происходит: дети углублённо изучают культуру и историю народов Татарстана, интересуются этнографией, поют восстановленные старинные народные песни. Сейчас у ребят формируется такой вот стартовый капитал (имею в виду качественный репертуар), и это обязательно скажется не только на их личном будущем, но и на будущем республики. Возможно, они проявят себя в национальных мюзиклах, в классической опере, в драматических постановках, да мало ли в чём ещё! Одно знаю наверняка: дети «Созвездия» никогда не станут безличными серыми эстрадными статистами.
Ольга Юхновская
Фото: tataram.ru