«Крутой маршрут» Олега Сакмарова от Ташевки до Вашингтона
21 декабря в Казани выступит легенда русского рока, музыкант и композитор Олег Сакмаров. Его концерт состоится на сцене БКЗ им. Сайдашева в рамках «Абязов-фест»: Олег Сакмаров выступит вместе с камерным оркестром «La primavera» и московской рок-группой «Зёрна», на вечере прозвучит музыка из последнего альбома Олега Сакмарова «Святой и грешник». А 22 декабря состоится творческая встреча и акустический концерт Олега Сакмарова и группы «Зёрна» в казанском Доме-музее Василия Аксенова.
Олег Сакмаров продолжает отвечать на вопросы tataram.ru
(Продолжение. Начало 18 декабря и 19 декабря)
- Так вот, на том концерте в 1997-м присутствовал Василий Аксенов, который некогда преподавал в этом университете и жил в то время в Вашингтоне! И на следующий вечер наш знакомый Илья Левин – удивительный человек, достойный отдельного романа, – устроил у себя в квартире прием, куда пригласил и Аксенова. Окна с видом на Капитолий, рядом с нами – великий писатель с маленькой собачкой на руках – ситуация головокружительная.
Надо сразу сказать, что отношение к Василию Аксенову у меня с юности было особенное. Он, как и я, из Казани, моя мама чуть ли не в одной школе с ним училась, на одной улице жили. С детства об этом было много разговоров. И книги его я читал не как литературные произведения, а как единую хронику жизни удивительного человека. А книга его матери Евгении Гинзбург «Крутой маршрут» перевернула мировоззрение и стала для меня настольной. Трудно мне было запросто подойти к Аксенову, но когда осмелился – завязался интереснейший разговор. Я тогда был под впечатлением от его романа «В поисках грустного бэби», а автор с таким жаром принялся комментировать мои слова о книге, что неловкость рассеялась мгновенно. Василий Павлович оказался изумительным собеседником, замечательным рассказчиком, деликатным человеком с тончайшим чувством юмора. А за этим стояла такая глубина, что никогда не позволяла забыть, какой титан рядом с тобой так просто говорит, рассказывает свои интересные истории и слушает твои.
По его книгам я знал о любви Аксенова к джазу и недоверии к року. Но после вашингтонского концерта его отношение к нашей музыке изменилось, что имело серьезные последствия для моей судьбы. Василий Павлович увидел во мне серьезного читателя, интересовался моим мнением по поводу каждого своего нового романа, дарил книги с трогательными автографами. Спрашивал, что происходит в моей музыке, что нового у Гребенщикова. В 1999 году он серьезнейшим образом содействовал присуждению Гребенщикову премии «Триумф» и был на нашем лауреатском концерте в Зале Чайковского в Москве.
- А как родилась идея совместных выступлений с Аксеновым?
- В 2004 году на родительской даче под Казанью, на крутом берегу Волги, я взахлеб читал только что полученный в подарок от Аксенова его новый роман «Кесарево свечение». Книга так поразила меня, что я взял мобильник и набрал номер писателя в Биаррице. Мы долго разговаривали о книге, а в конце он спросил, откуда же я звоню. Услышав ответ: «Из деревни Ташевка Верхнеуслонского района Татарии», – Аксенов пришел в восторг. Оказывается, в этой заволжской глухомани он бывал мальчиком много раз и даже не мог вообразить, что оттуда можно по телефону запросто позвонить в глухомань французскую. И я хорошо понял его изумление, ведь еще в середине 1990-х дозвониться оттуда даже до Казани было невозможно. И понятно было, что не в техническом прогрессе дело. Аксенов говорил как бы со своим «страшным и прекрасным» советским детством. Этот телефонный мост Верхний Услон–Биарриц он частенько вспоминал потом.
В ходе этой беседы и возникла идея подготовить совместный творческий проект, где писатель читал бы стихи из своих романов, а я создавал бы импровизированный музыкальный контрапункт на флейте и саксофоне. Уже через месяц мы встретились в Москве, у него дома в знаменитой сталинской высотке на Котельнической набережной.
- Когда же случилось первое выступление?
- Откладывать в долгий ящик планы не стали, и уже в сентябре 2004-го на моем бенефисе в московском рок-клубе «Б-2» вышли на публику. По сути, это был большой рок-фестиваль, где я играл со многими своими друзьями и выступал со своей группой. По плану мы с Аксеновым должны были выступить после моего дуэта с Борисом Гребенщиковым. Но за полчаса до выхода на сцену БГ попросил: «Давай сыграем до Аксенова!» Борису явно захотелось, чтобы Василий Павлович послушал его песни. А потом сам послушал наше с Аксеновым выступление. Это было символично и трогательно – два гениальных творца, символы разных эпох и поколений вместе, рядом на одном концерте.
Честно сказать, я очень волновался, примет ли молодая аудитория Аксенова со стихами. Все вышло замечательно: великий писатель оказался прекрасным артистом, очень ритмичным и чутким к музыкальному сопровождению. Мы с барабанщиком Валерием Грошевым старались подчеркнуть музыкой тонкие психологические нюансы стихов. В результате получился интересный free-джаз. После концерта спросил у Василия Павловича: «Как вам удалось не стушеваться перед рок-аудиторией и так быстро овладеть ею?» Он ответил своей характерной улыбкой: «А у меня большой опыт преподавательской работы в американских университетах!»
Окончание следует
Ольга Юхновская
Фото: Кира Сакмарова