Олег Сакмаров: «Аксенов признал меня как музыканта и поэта»
Сегодня, 21 декабря, на сцене БКЗ им. Сайдашева в Казани выступит легенда русского рока, музыкант и композитор Олег Сакмаров. Его концерт состоится в рамках «Абязов-фест»: Сакмаров выступит вместе с камерным оркестром «La primavera» Рустема Абязова и московской рок-группой «Зёрна». Прозвучит музыка из последнего альбома Олега Сакмарова «Святой и грешник». А 22 декабря состоится творческая встреча и акустический концерт Олега Сакмарова и группы «Зёрна» в казанском Доме-музее Василия Аксенова.
Мы продолжаем публиковать интервью корреспондента tataram.ru с Олегом Сакмаровым
(Окончание. Начало 18 декабря, 19 декабря, 20 декабря)
- Олег, а как Василий Аксенов сам оценивал ваш творческий дуэт?
- Первый концерт был снят на видео и впоследствии выпущен отдельным фильмом. А первый просмотр этой картины дома у Аксенова – отдельная история. Дома у Аксенова мы с супругами разместились за красиво сервированным столом, пятым человеком в компании оказался старый друг семьи Аксеновых – писатель и джазовый коллекционер Владимир Мощенко. После чудесного ужина, приготовленного женой Аксенова — Майей Афанасьевной, мы удобно устроились на диване и начали смотреть и слушать концерт. В фильме перед выходом Аксенова я представляю писателя рок-аудитории, говорю о нем много теплых слов. В этот момент Аксенов встрепенулся, вскочил с дивана и произнес прямо-таки по-мальчишески: «Майя, Володя! Смотрите, как про меня люди говорят! А вы все – Вася да Вася!» После этого внимательно послушал все выступление и долго потом восхищался получившейся поэтически-музыкальной симфонией…
- Вы только аккомпанировали ему? А к вашему творчеству Аксенов проявлял интерес?
- С 2004 года мы регулярно вместе выходили на сцену, где он великолепно читал свои стихи из романов, а я один (на флейте и саксофоне), иногда с друзьями, аккомпанировал ему. Мы играли в Москве и Питере, выступали вместе на презентациях всех его новых книг, в том числе и книги «Вольтерьянцы и вольтерьянки» в московском клубе «Билингва». Василий Павлович сказал тогда, что у его сына Алексея есть фото – мы на сцене, а за нами Белла Ахмадулина и Борис Мессерер сидят. А на презентации романа «Редкие земли» Аксенов доверил мне не только на флейте поиграть, но и мои песни попеть. Я был счастлив, что он признал меня не только как музыканта, но и как автора, поэта.
Незабываемый праздник Аксенов устроил 7 ноября 2007 года в Доме писателя, где праздновал свое 75-летие… Там он снова читал свои стихи под музыку, снова мне довелось попеть для него, выступали великие писатели, блистал Михаил Козаков. А потом Василий Павлович пригласил самых близких в легендарный ресторан ЦДЛ – культовое место всей российской литературной истории последних десятилетий. И там я на секунду почувствовал себя персонажем какого-то его еще не написанного романа.
- Ваши творческие эксперименты еще продолжались?
- В декабре 2007 года, совсем незадолго до его инсульта, мы выступили вместе на презентации книги стихов Аксенова «В краю неведомых Фудзиям». Он почти полтора часа читал, а мы с друзьями – Лешей Кравченко на гитаре и Валерой Грошевым на перкуссии – аккомпанировали. Какое счастье, что я догадался обеспечить видеозапись этого концерта и многоканально записал звук на свой компьютер!
«Материал получился очень интересный, можно будет сделать из этого уникальный поэтически-музыкальный фильм», – подумалось тогда. А теперь понимаю, что это было, наверное, последнее концертное выступление в жизни писателя… От самих этих слов не по себе, невозможно представить, что Василия Аксенова уже нет рядом. А на экране он живой, гениальный, светящийся. Красивый, любимый всеми, навсегда молодой… В марте 2008 года мы должны были вместе поехать в большое концертное турне по Украине. Организаторы говорили, что все билеты проданы. Но Василий Павлович оказался в больнице… Борис Гребенщиков написал мне несколько лет назад в день смерти Василия Аксенова: «Он был титаном старой закалки, таких больше не делают». Лучше и не скажешь.
Наша справка
Олег Сакмаров – видный отечественный музыкант-мультиинструменталист, солист ведущих рок-групп, музыковед, журналист, автор песен и инструментальной музыки различных жанров.
Родился 14 марта 1959 года в Казани. Окончил специальную музыкальную школу при Казанской консерватории, в которой последовательно учился по классу скрипки, флейты, музыковедения. Вместе с одноклассником Рустемом Абязовым (ныне известный скрипач и дирижер, народный артист Татарстана) создал известную в Казани рок-группу «Ди-ез», где играл на флейте, саксофоне и бас-гитаре. Музыка группы представляла собой арт-рок с опорой на славянские и татарские народные музыкальные традиции.
В 1977 году поступил в Ленинградскую консерваторию на отделение музыковедения. В студенческие годы активно занимался изучением классической и авангардной музыки, социологии культуры, посещал семинары по оперной режиссуре и занимался в классе классического вокала, что впоследствии отразилось в его сценической деятельности.
После окончания консерватории Олег служил в советской армии (1982-1984 годы). Игра на саксофоне в военном оркестре Ленинградского суворовского училища стала незабываемым периодом его жизни. Там помимо положенного по уставу военного репертуара он переиграл в составе армейского биг-бэнда множество классических джазовых композиций. После службы в армии Сакмаров стал научным сотрудником Ленинградского Театрального института, а затем и Ленинградской консерватории (1985-1991годы), подготовил диссертацию по социально-психологическим проблемам восприятия музыки.
Поворотным моментом в жизни Олега стало в 1984 году знакомство и последующая дружба с Борисом Гребенщиковым. Во второй половине 1980-х Олег Сакмаров написал много музыковедческих и культурологических статей о жизни и творчестве «Аквариума» и других ленинградских рок-групп. Впервые в роли музыканта «Аквариума» Сакмаров выступил в сентябре 1989 года, выйдя вместе с БГ на сцену рок-фестиваля «Аврора» в Ленинграде. А уже с 1991 года, одновременно с началом периода «Русского альбома», стал ведущим солистом и мультиинструменталистом группы.
При активном участии Олега Сакмарова записаны самые яркие альбомы «Аквариума» с 1991 по 2001 годы – «Русский альбом», «Любимые песни Рамзеса IV», «Чубчик», «Кострома Mon Amour», «Навигатор», «Снежный лев», «Гиперборея», «Пси», «Пятиугольный грех», «Территория».
С 1990 по 1995 год Олег Сакмаров участвовал в концертах и студийной деятельности группы «Наутилус Помпилиус», что породило забавные слухи о братьях-близнецах, одновременно играющих в двух великих группах. Олег участвовал в записи альбомов «Родившийся в эту ночь», «Чужая земля», «Титаник». Многие аранжировочные идеи «Титаника» были разработаны им во время записи альбома «Титаник» на Фонтанке». В альбоме «Крылья» Сакмаровым была подготовлена оркестровка одноименной песни. Одним из шедевров его исполнительского искусства стали партии флейты и гобоя в песне «Прогулки по воде».
С развитием идей «Наутилуса» связаны два последующих направления жизни Олега. Первое — участие в записи сольных альбомов Вячеслава Бутусова («Овалы» и «Тихие игры») и игра в созданной им в 2001 году группе «Ю-Питер» (клавишные, флейта, саксофон). Второе направление — запись совместно с Ильей Кормильцевым сольного альбома «Химический ангел» в рамках проекта «Чужие» (1997-1998 годы). Этот альбом на стихи Ильи Кормильцева стал первой масштабной авторской работой Сакмарова и отразил увлечение техно-трансовой музыкой и психоделические опыты 90-х. В авторском варианте Сакмарова альбом вышел в 2001 году на Нью-Йоркском лейбле «Proforma Records». Одна из композиций с этого альбома – «Comedown» — звучит в известном американском фильме «В аду» с участием Жан-Клода Ван Дамма (2003 год).
«Наутилусовский» свердловский круг общения подарил Олегу возможность общаться и дружить со многими интересными людьми, среди которых кинорежиссер Алексей Балабанов. В его фильме «Брат» Олег Сакмаров снимался в роли рок-музыканта (то есть самого себя!) в знаменитой сцене рок-вечеринки, на которую случайно попадает герой фильма.
Ольга Юхновская
Фото: Кира Сакмарова