Гульчачак Назипова: «Если бы руководители республики стали ходить в музей…»
Директор Национального музея Татарстана Гульчачак Назипова рассказывает о своем непростом хозяйстве.
- После пожара в 1987 году экспозиция до конца не смонтирована только потому, что у нас не хватает площадей. В 2002 году отремонтировали одну часть здания музея, в 2005 году — вторую, а все остальные площади законсервированы. Также удручало отсутствие общего проекта по зданию. Музею требуется в 10 раз больше площадей, чем есть. В данный момент мы не можем показать все экспонаты. Все, что зависит от фондовиков, музейщиков, мы сделали, теперь нужны помещения в отреставрированных зданиях, хорошо оборудованные хранилища, чтобы 100 процентов экспонатов сделать доступными. Мы хотим создать в гостином дворе систему «открытых фондов». Архитектурные особенности гостиного двора Казани, а именно система галерей и ниш, позволят создать открытые экспозиции без риска для сохранности музейных сокровищ. Нам не надо делать стеклянными четыре стены, достаточно создать только одну, потому что фонды будут располагаться в нишах.
- Сколько денег необходимо для полного восстановления гостиного двора?
- По предварительным расчетам нам надо 1,5-2 миллиарда рублей. В эту сумму входит и специализированное фондовое оборудование. С гостиным двором мы связываем огромные планы по созданию музейного коммуникационного центра. Дело в том, что в настоящее время пропускная способность музея — количество посетителей в музее единовременно – весьма ограничено. Одновременно мы не можем принимать больше 300 человек. А иногда бывает до полторы тысячи человек к нам приходят, в крупные праздники 3-4 тысячи гостей. Столько человек принять музею не позволяют архитектурные особенности здания, в котором невозможно расширить стены и создать большие рекреации, гардеробы. Для удобства посетителей музея и необходим коммуникационный центр, в котором будет создана вся музейная инфраструктура.
- Как Вы относитесь к открытию частных музеев, например, к Музею социалистического быта в Казани?
- Рада, что у нас возникают частные музеи, это говорит о развитии общества. К сожалению, так сложилось, что в период перестройки в Татарстане не возникло ни одного публичного частного музея, а ведь в странах с развитой рыночной экономикой они не редкость. И сейчас они наконец-то появляются и у нас.
- Являются ли они вашими конкурентами за посетителей?
- Думаю, нет. Такие музеи могут подстегивать наших сотрудников к поиску чего-то нового. Все равно частные музеи имеют больше возможностей для инвестиций, чем бюджетное учреждение. Когда мы полностью отстроимся, ни о какой конкуренции не будет и речи. Впрочем, и сейчас наши коллекции таковы, что вряд ли какой либо частный музей сможет в ближайшие 100 лет конкурировать с национальной сокровищницей Татарстана. Но частные музеи должны быть. И я всячески готова их поддерживать и оказывать методическую помощь. Мы помогали в создании экспозиции музея Верховного суда, еще раньше – музея истории Профсоюзной организации Татарстана. Это не частные коллекции, а ведомственные, но они не подчиняются министерству культуры и не финансируются из бюджета РТ. Также есть желание построить музей леса Татарстана, для него мы уже подготовили концепцию. Это будет великолепный центр экологического воспитания молодежи. Минэкологии готово выделить целый этаж под музей. Мы хотим, чтобы Ново-Савиновский район Казани тоже стал музейным центром.
- Какими экспонатами Национальный музей РТ особенно отличается?
- В Национальном музее РТ находится то, что нигде заново ни создать, ни найти невозможно, как нельзя повернуть историю назад. У нас хранятся образцы одежды первой половины XVIII века. Есть украшения болгарского периода и даже более раннего времени. В планах музея проводить круглый год праздник Сабантуй, для этого есть наработки. Хотелось бы осуществить много задумок. Национальный музей РТ и наша республика достойны того, чтобы иметь самую лучшую экспозицию в России. Есть новые экспозиции в Национальных музеях в Йошкар-Оле, Ижевске, Чебоксарах, но Национальный музей Республики Татарстан, имея в пять раз большую коллекцию, должен быть еще лучше.
Продолжение следует
Екатерина Харитонова
Фото: museum.ru