Гульчачак Назипова: «Почему казанцы не идут в музей?»
Вашему вниманию – продолжение беседы с директором Национального музея Республики Татарстан Гульчачак Назиповой.
(Продолжение. Начало 23 января)
- Выросла ли посещаемость Национального музея РТ?
- Динамика посещаемости постоянно идет вверх, но старинное здание не позволяет развернуться. К тому же мы жалеем наши экспонаты, потому что система кондиционирования не так хорошо настроена и потолки наши начинают «потеть», экспонаты от этого страдают. Но я надеюсь, что придет время, и мы вернем, то количество посетителей, которое было в советское время. Тогда нас посещало больше 600 тысяч человек. Сейчас — 250 тысяч. Выстрадан каждый посетитель, мы проводим самые разные акции с тем, чтобы бесплатно прошли все желающие. Для этого у нас есть дни свободного посещения и специальные акции, 15 социальных категорий граждан также могут приходить к нам бесплатно.
Есть акция для туристических фирм. Мы даем им 10-ти процентную скидку на посещение экспозиций. Также у нас действует акция для школьников. Мы хотели бы, чтобы школьники посещали музей бесплатно — как это практикуют в Москве и Петербурге . Для этого необходимо, чтобы музеям шли ежегодные гранты на специальные школьные музейные программы от государства. В Москве на эти цели разыгрывают среди музеев грант на 10 миллионов рублей. Но я также всегда говорю, что популярность музеев зависит и от интереса к ним первых лиц в республике: если первые лица будут ходить в музеи, то все будут их посещать. У нас такой менталитет. Президент, главы администраций, министры должны присутствовать на открытии всех важных музейных выставок, как и на театральных премьерах.
- А вы их приглашаете?
- Разумеется, всем руководителям республики, районов высылаем приглашения. Если руководство республики, директора школ, крупных предприятий пойдут в музей, тогда и посетитель будет. Иногда я хожу по нашим торговым центрам и поражаюсь тому, что люди там просто прогуливаются. В бутиках делать покупки дорого, и народ просто ходит туда-сюда, дети играют на детских площадках. У нас тоже есть маленькая площадка для ребятни. Почему же казанцы не идут в музей? Здесь не надо тратить деньги. Мы все сделали для удобства людей, открыли киоски, буфет. Но самое главное, что в музее можно узнать много нового о своей истории.
Нельзя же развивать только спорт. Многие объекты Универсиады пустуют, потому что нет культуры занятия спортом у населения. Для многих людей, которым больше или около 45 лет, досуг – образно говоря — это диван и телевизор, а для молодого поколения — сидение за компьютером. Спорт — это культура. Правильно премьер-министр Ильдар Халиков сказал, что надо силой внедрять культуру и спорт в народ. Мы школьников за руку должны привести и в спортзалы, и, конечно же, в музей!
- Какой музей вы бы посоветовали посетить в Казани?
- Конечно – наш, Национальный! Особенно в праздники, когда готовятся специальные программы: например, ко Дню влюбленных, к 23 февраля, в 8 марта и так далее. Есть великолепный музей Евгения Боратынского. Он небольшой, но на специальные программы музея — очереди. В нем работают всего несколько сотрудников. В дом-музей Ленина вдохнула новую жизнь Татьяна Басова. Он находится в усадьбе Орловой, где Ульяновы снимали флигель.
- Как Национальный музей РТ готовится к Универсиаде 2013 года?
- К Универсиаде много планов. Мы подготовили огромный выставочный проект татарских костюмов. Хотим уникальную народную одежду, разбросанную по музейным хранилищам России, собрать на нашей выставке, планируем выпустить каталог. Это будет большой подарок для гостей Универсиады, поскольку позволит познакомиться с народной культурой Татарстана.
Продолжение следует
Екатерина Харитонова
Фото: museum.ru