Дмитрий Туманов: «Ватикан – это склад награбленных сокровищ»
Продолжение беседы корреспондента tataram.ru c доцентом кафедры журналистики Института массовых коммуникаций и социальных наук КФУ, философом и литератором Дмитрием Тумановым.
(Начало 29 января, 30 января, 31 января)
- Дмитрий Валерьевич, при каких обстоятельствах вы познакомились с Муслимом Магомаевым?
- Когда не стало мамы, я впал в депрессию. Лежал в тёмной комнате, на диване лицом к стене и слушал песню в исполнении Магомаева «Guarda che luna». Заканчивалась — ставил снова. А потом вдруг решил войти в Интернет и поискать его сайт. На сайте зашел в Гостиную — так у него назывался форум — и написал несколько слов о своем состоянии. Через десять минут мне на электронную почту пришло письмо от Муслима Магометовича, в котором он подробно делился личными приемами, как побороть депрессию. Я сам, писал он, долгое время был в таком состоянии… Стали мы переписываться. Сначала по электронной почте, потом я осмелел и принял участие в разговорах в Гостиной. Посылал ему стихи свои. Один из «сайчат» — так Муслим Магометович называл своих друзей по сайту – московский певец и композитор Вячеслав Ольховский попросил разрешение положить на музыку стихотворение, посвященное маме. Так появился романс «Ты ушла», который теперь звучит в его концертной программе. Запись у меня есть ВКонтакте, можете послушать. Несколько раз Муслим Магометович звонил на домашний телефон, спрашивал, как дела… Сообщение о его кончине было для меня тяжелым ударом. Он стал мне очень близким человеком, с которым можно было говорить, не таясь, о самом сокровенном… Наша дружба продлилась недолго – с февраля 2001 по октябрь 2008 года.
- Вы, как я понимаю, особенно пристрастны к Санкт-Петербургу?
- О, да! Самое любимое место – Петропавловская крепость. Но не внутри, где сплошь туристы и все исхожено, а — снаружи. Особенно люблю идти по кромке внешней стороны острова, касаясь рукой укреплений-равелинов, которые возвышаются над тобой, а с другой стороны тебя сопровождает шорох волн Невы… И тогда я будто забываю, в каком времени нахожусь: то ли в декабристском, то ли в петровском, то ли в таком, когда вообще еще никакого города не было, а существовал только простор между небом и этой величественной рекой. В какой-то миг появляется ощущение временного потока, а я – внутри него, словно одновременно во всех эпохах сразу, а давние события рождаются отголосками во мне! Можно сказать, это моя персональная машина Времени.
- Судя по фоторепортажам на персональном сайте, вы постоянно в разъездах…
- Путешествия – моя стихия. Объездил практически всю Европу за исключением стран Скандинавии и Англии, но это еще впереди, их я оставил «на старость». Мне нравится видеть и ощущать новое. Кто-то, приехав в незнакомое место, идет в музей или театр, на базар или в книжную лавку, в булочную… Ну, а я просто иду гулять. Разумеется, прежде тщательно изучаю карту и совершаю обзорную экскурсию, во время которой намечаю собственный маршрут. А потом – только пешком, по улицам, скверам, площадям. Вдыхаю и запоминаю запахи городов.
- Недавно вы посетили Рим. Чем же пахнет Вечный город?
- Не ждите восторгов. Рим пахнет …экскрементами. И там слишком много цыган, других, знаете ли, блуждающих народностей, бродяг, нищих. Это далеко не Рим Гоголя. Побывал и в Ватикане. Но и там я прямо носом почуял – нахожусь на складе ворованных сокровищ. Понимаете, нет ощущения классического музейного хранилища, наоборот – натыкано, навешано, наставлено, горой свалено все когда-то награбленное империей. Еще и воздух агрессии не выветрился. Мое резюме: Рим – это город-вор. И я не согласен с известной поговоркой, она должна звучать иначе – «Все дороги ведут из Рима».
Продолжение следует
Ольга Юхновская
Фото из архива Дмитрия Туманова