Дмитрий Туманов: «Казань пахнет душистыми травами и выпечкой»
Вашему вниманию – окончание беседы корреспондента tataram.ru c доцентом кафедры журналистики Института массовых коммуникаций и социальных наук КФУ, философом и литератором Дмитрием Тумановым.
(Начало 29, 30, 31 января и 1 февраля).
- Дмитрий Валерьевич, у вас оригинальная манера восприятия городов по их запахам. Вот и Вечный город, Рим, оставил у вас не самые приятные ассоциации. Какие же ароматы тогда навевают Москва и Казань?
- Москва пахнет, на мой субъективный взгляд, деньгами, торгашеством, купечеством. У столицы России циничный привкус, он выражается в неуместном снобизме, в оценочных беглых и острых взглядах. Словно действительно купец присматривается – интересен ли ты ему, будешь ли полезен? Тем не менее, мне нравится район Замоскворечья, сад Эрмитаж. Здесь особая атмосфера старообрядческого купечества, о котором писал Александр Островский, с нотками осенней ностальгии, с осторожными интонациями сиреневых вечеров… Вообще, Москва – это некая матрешка, с виду пестрая и яркая, но то, что внутри, доступно далеко не каждому.
Ну, а Казань ассоциируется с уютной чайханой, где идет неспешная беседа между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Они философствуют, разговаривают о людях, о других странах. Здесь пахнет душистыми травами и выпечкой. Казань тоже имеет запах купечества, но иного свойства. Ее коммерсанты торгуют не только специями и баранками, но также и книгами, завезенными сюда со всех концов мира света! А значит, тут веет ветер путешествий. Редьярд Киплинг написал когда-то: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток. И им не сойтись никогда…» Великий писатель ошибся, он просто не доехал до Казани. Есть такое место, где Восток и Запад встретились и слились в единое целое.
- С каким настроением возвращаетесь в Казань из странствий?
- Да я и уезжать-то из Казани не люблю! Мой родной город близок даже в мелочах. Места, где предпочитаю гулять, размышлять? По-прежнему храню верность своим родным буграм (от больницы на улице Сеченова вниз к Казанке). Люблю бывать в краях, где жил с мамой — в районе бывшего кинотеатра «Комсомолец». Его уже нет, но лесопосадка ещё осталась… Нравился парк имени Горького, но он уже уничтожен полностью. Что осталось — парком не назовешь… Можно пройтись по Арскому некрополю, но и там грустно — могилы известнейших людей в совершенном запустении. Я туда к маме и бабушке хожу… Столько всего уничтожено за последние годы… Чтобы поймать старые ощущения, осенью могу прогуляться в районе Шамовской больницы, по улицам Ульянова, по Низенькой…
- Вы – заядлый театрал. А посещаете ли музеи?
- В Казани сходить теперь особо некуда… Недавно, правда, не без удовольствия посмотрел спектакль Сергея Безрукова «Пушкин». В Москве я люблю посещать театр «Современник». В Праге ходил в «Чёрный театр», в Париже — в Опера-Бастиль и Опера-Гарнье. Все это непередаваемые ощущения! Об этом трудно говорить обыденными словами.
В музеи Казани давненько не выбирался, но недавно открыл для себя Дом Аксенова. После мероприятия нам провели экскурсию по музею. Просто так. И это удивило. В наш век здесь работают энтузиасты, влюбленные в своего героя… Если уж говорить начистоту, то любой музей — это же вариант фетишизма: ах, смотрите, «на этом стуле сидела жопа такого-то!» Мне это не интересно. А интересны люди, которые могут оживить вещи, открыть их душу…
- Как я понимаю, вы внимательно относитесь к знакам судьбы, посылаемым Вселенной?
- Видите ли, у меня есть несколько серьезных физических недостатков: плохо вижу, глуховат, трудности в движении. Но видно в награду за утрату этих качеств мне дана сильная интуиция. Я многое чувствую и предощущаю некие события, которые вскоре могут произойти. Давно осознал данную мне способность и отношусь к своему внутреннему голосу самым серьезным образом. И если голос подсказывает – не ходи туда, то и не иду. Либо наоборот, поступаю, как велит сердце. Как мне кажется, Господь послал меня в мир с определенной миссией. Ее я формулирую так: быть в нужном месте в нужное время. Многие люди до преклонных лет мучаются, пытаясь понять свое жизненное предназначение. Я же к 20 годам понял, в чем моя задача. Главное, всегда прислушиваться к себе, быть чутким, не пропустить то место и то время…
Ольга Юхновская
Фото из личного архива Дмитрия Туманова