Что будет со вселенским храмом Ильдара Ханова?
Кто примет наследство Ильдара Ханова? Примет ли участие в судьбе Храма всех религий государство? Формально – это всего лишь обычный жилой дом с необычной архитектурой.
«Сегодня мы хоронили Гения — Ильдара Ханова. Вышло Солнце и появилась Радуга! Запели птицы. Так ушел последний Великан…» — такой статус выставил в социальных сетях один из почитателей таланта Ханова.
12 февраля на Арском кладбище в присутствии нескольких сотен людей состоялось погребение художника. Судьба щедро наделила нашего земляка талантами: Ханов был художником, скульптором, архитектором, мыслителем, поэтом… Но самое главное – он был Человеком. Масштаб его личности можно назвать планетарным. А в обычной жизни ему претили пафос и показуха, он с любым человеком вел сердечную беседу и общался так, что каждому казалось – вот он, твой самый настоящий друг!
Сердце Ильдара Ханова перестало биться на 73-м году жизни (3 ноября художнику исполнилось 72 года). Диагноз: обширный инфаркт. Художник умер на реанимационном столе. Беда случилась в Москве, он всего-то четыре дня успел прогостить у родных – жил у своей дочери Юлии от первого брака, общался с младшим братом Ильгизом.
Проститься с Ильдаром Хановым пришли очень многие, узнав о трагедии, люди приехали из других городов. Вот что сказал в своем последнем слове брат покойного, художник Ильгиз Ханов: «Он с детства прикладывал большие усилия, чтобы мы не падали духом, всегда нас поддерживал морально. Ильдар всегда говорил, что каждый человек есть бог, и в каждом видел бога. Я всех вас благодарю, потому что вы все – капельки того океана любви, в который он верил. Без вас нет Ильдара, а без Ильдара — нет вас. Пока вы его любите – он есть…»
Ильдар Ханов известен в первую очередь как художник-монументалист. Он реализовал ряд интереснейших проектов, его скульптуры и памятники есть во многих городах Татарстана и России. Однако в последние годы о нем говорили в первую очередь как о создателе Храма всех религий в поселке Старое Аракчино. Во время церемонии прощания многие выражали надежду, что строительство Храма будет продолжено. Но никто не обмолвился, что затеял эту стройку Ильдар в том числе и потому, что его масштабной творческой натуре требовался соответствующий грандиозный проект. И не секрет, что за последние 20 лет Ханову от правительства республики не было сделано ни одного серьезного заказа.
Судьба Храма всех религий сейчас под большим вопросом. Завершить стройку – это одна сторона. Следом встает тема собственности. Ильдар абы не оставил завещания, и по закону в права наследования могут вступить несколько человек: во-первых, прямая наследница, родная дочь художника Юлия, а во-вторых, родной брат Ильгиз. Третья проблема – как распорядиться архитектурным комплексом? Оба наследника проживают в Москве, а для успешного функционирования здания необходимо их личное постоянное присутствие. Нужен грамотный управляющий, наделенный определенными функциями и доверенностью.
Рассматривается ли на правительственном уровне вопрос приобретения храмового комплекса? Еще при жизни Ханова сюда ежедневно ехали сотни, если не тысячи туристов, чтобы посмотреть на казанскую достопримечательность. Став еще до окончания строительства народным памятником, Храм всех религий никогда не получал господдержки. Что же будет сейчас? Примет ли участие в судьбе храма государство? Масса вопросов.
Но пока не утрясутся юридические тонкости и имущественные распри, говорить о полноценной деятельности культурно-духовного центра Ильдара Ханова не приходится. Формально – это всего лишь обычный жилой дом с необычной архитектурой и историей.
Ольга Юхновская
Фото автора