Рафик Мухаметшин: «В СССР верующих и атеистов было по 15 процентов»
Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин — почетный профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан. Директор Центра исламоведческих исследований при АН РТ и заведующий отделом общественной мысли и исламоведения Института Истории АН РТ. Он — автор около 120 научных трудов, включая 6 монографий.
Почему религиозная молодежь склонна симпатизировать чужестранцам, в каких условиях роль религии возрастает, и что нового приносят в жизнь общины иммигранты из бывших советских республик? Об этом рассуждает ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин.
- Рафик Мухаметшович, какое место занимает религия в жизни современного человека?
- Религия всегда оставалась с народом, даже в условиях ее запрета и преследования. Сохранилась статистика опросов, проведенных в 1960-е, тогда, в годы расцвета советской власти верующими себя считали 15 процентов, атеистами — столько же. Остальные с выбором не определились, то есть не могли открыто озвучить свою позицию. Человечеству присуща вера. Религия — это опора в жизни человека. И избавить общество от религии, как убеждали идеологи марксизма-ленинизма, не поможет никакой научно-технический прогресс. Он не может быть конкурентом религии в сфере духовности.
- Как же строятся отношения современного человека с религией?
- Конечно, вера для человека создает определенные ограничения. Но нельзя сказать, что она выводит его за рамки того, что принято считать современным человеком. Этот человек такой же продвинутый, образованный. Просто в определенных поступках он держит себя в жестких рамках. Но самое главное, что человек все соизмеряет с тем, во что он верит. Религия сейчас больше относится к сфере семейно-нравственных отношений, духовных ценностей. Сегодня она приобретает особую актуальность. Особенно в условиях современной демократии, когда поощряется вседозволенность.
- Каков среднестатистический портрет мусульманина?
- Сразу и не скажешь, и не нарисуешь… Это, скорее, младшее и старшее поколения. А среднее звено практически выпадает. И это объяснимо. Я на примере своей семьи и своей деревни в Балтасинском районе видел, как менялась с годами религиозность. Сейчас понимаю, что эта религиозная закваска была упрощенной, без глубокого богословия, но она же была! Я вырос в семье, где бабушка читала пятикратный намаз. А вслед за мной пришло поколение, которое и этих традиций не застало, и потому прерывание традиций стало более очевидным.
Продолжение следует
Гульнур Хафизова
Фото: islam-portal.ru