Почему татар в мечетях меньше, чем приезжих азиатов?
Продолжение интервью с доктором политических наук, профессором, ректором Российского исламского университета Рафиком Мухаметшиным.
(Начало 26 февраля)
Под руководством ректора Российского исламского университета Р.М. Мухаметшина подготовлено более десятка докторов и кандидатов наук. Он — автор шести монографий, две из них стали фундаментальными – это «Татары и ислам в XX веке» (Казань, 2003) и «Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана» (Казань, 2005).
Р.М. Мухаметшин — член авторских коллективов в целом ряде международных изданий. Так, в 1997 году под его редакцией вышел сборник «L`islam de Russie» (Paris, 1997), в 2002 году Р.М. Мухаметшин участвовал в написании монографии «Islam in Post-Soviet Russia. Public and private faces» (London and New York).
Р.М. Мухаметшин — член двух докторских диссертационных Советов по истории, политологии и социологии АН РТ, член экспертного совета при Совете по делам религий при кабинете министров республики Татарстан. А еще он — лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники (2005).
- Вы упомянули, что сейчас среднестатистический верующий – либо представитель молодого, либо старшего поколения. Тенденция же очевидна – юное поколение активно проявляет интерес к истокам.
- В том-то и дело, что не всегда именно к своим истокам. Да, часть современной молодежи чаще посещает мечеть, стремится к духовности. Но вечером приходит молодой человек домой и что там видит? Хороших людей — родителей, которые содержат и воспитывают его. Но… мама намаз не читает, отец иногда выпивает. Так происходит, к сожалению, потеря родительского авторитета и переоценка семейных ценностей. Даже иногда доходит до полного отрицания: «За стол с вами не сяду. Вы грешники, намаз не читаете!» Пустота в душе не может не заполниться. Молодых завораживает красивая проповедь или рассказ об обычаях других стран, где все — правоверные мусульмане! Поначалу этот поиск идеалов носит лишь внешнюю форму, но постепенно человек радикально меняется, происходит, я бы сказал, маргинализация на глубинном уровне, и тогда человек окончательно отрывается от своих корней. А раз нет обычаев, то и традиции богословской мысли прерываются! Вот и получается, что весь авторитет и правда оказываются на стороне тех, кто привез истину из других стран. Но ведь эти приезжие проповедники — носители чужих, а порой и чуждых татарам традиций.
- Можно ли считать верующим человека, который не читает намаза?
- Давайте разберемся. Согласно соцопросам 2001 года, 80-85 процентов татар считали себя верующими. Однако только 5-10 процентов из них практикующие, то есть пять раз в день читают намаз, держат пост и т. д. Чаще всего, говоря «я мусульманин», человек просто идентифицирует себя с предками, со своим народом. Если он это признает, следующий шаг — признание всех столпов ислама. То есть понимание того, что они не просто обязательны, но и абсолютны. Это означает, что человек, пропустивший без причины намаз, должен осознать, что он совершил грех, правда, который его еще не выводит за пределы веры. Сложнее, когда человек говорит о Боге в душе и при этом отрицает обязательность выполнения предписаний пяти столпов веры, и таким образом выводит себя, по сути дела, за пределы веры.
- Бросается в глаза, что в казанских, к примеру, мечетях сейчас едва ли не подавляющее большинство – выходцы из азиатских республик бывшего СССР…
- Татар в мечетях становится все меньше, зато приезжие ходят на проповеди более активно. Это признак в том числе и экономического фактора: в Россию едет дешевая рабочая сила, которая затем заполняет и рынок, и мечети. Не мы одни такие. Во Франции, например, которая всегда была моноконфессиональной страной, сейчас мусульман – не менее 10 процентов. В условиях глобализации с такими процессами, наверное, надо считаться. Другое дело, когда приезжие пытаются установить свои порядки внутри мусульманских общин нашего региона, вплоть до назначения своих имамов.
Продолжение следует
Гульнур Хафизова
Фото: islam-portal.ru