Революционный секс в татарском театре
В премьерной постановке «Ком ял итми» — сразу три сексуальные сцены. Не многовато ли для целомудренного татарского театра? Однако критики призвали труппу не останавливаться на этом.
В татарском драмтеатре Челнов 17 марта состоялась премьера драмы «Ком ял итми» («Песок не знает отдыха»), поставленной по мотивам романа Кобо Абэ «Женщина в песках». Драматург Равиль Сабир создал уникальный авторский текст. Ведущие эксперты и критики республики советуют труппе смелее осваивать новые формы театрального языка.
В отношении упомянутой постановки вопрос упирается в попытки оголить героиню. В спектакле есть три весьма щепетильные сцены, особенно для целомудренного татарского театра. Первая: мужчина просыпается в яме и обнаруживает рядом с собой в постели абсолютно голую женщину. Вторая: инстинктивный, даже животный секс между мужчиной и женщиной. Третья: когда жители деревни в ответ на просьбу мужчины позволить ему погулять на побережье моря требуют, чтобы он сделал «это» с женщиной у них на глазах.
Завотделом Института языка и литературы им. Г. Ибрагимова, кандидат искусствоведения Рауза Султанова:
– Знаковый спектакль для театра Челнов. Это из ряда вон выходящая постановка для театра, в минималистском стиле здесь показано стремление к свободе, а без нее не может быть развития как отдельной личности, так и целого народа. Финал, решенный в светлом тоне, оставляет надежду. Спектакль – настоящий прорыв. Челнинский татарский драмтеатр ищет новые формы, авангардные решения. Надеюсь, со временем из репертуара уйдут дешевые комедии. «Ком ял итми» включает нас в контекст мирового театрального процесса. Режиссер сумел сделать из чужого романа собственный авторский текст.
Председатель коллегии театральных критиков РТ Нияз Игламов:
- Сегодня идет поиск нового театрального языка. Нельзя всю жизнь играть в одной стилистике. Скажем, в психологическом театре я, как зритель, должен сопереживать персонажу. Есть интеллектуальный театр, в нем я должен задуматься об общей проблематике пьесы. Есть система театра представлений, построенная на тесном контакте с залом, другие системы, все они равноценны. Татарский драмтеатр Челнов сделал шаг в сторону интеллектуального театра, но нужно быть смелее, необходимо идти до конца. Сегодня это одна из самых интересных постановок татарского театра вообще и лучшая работа режиссера Альберта Гафарова.
Кандидат искусствоведения, замредактора журнала «Идель» Галина Зайнуллина:
– Это очень удачная инсценировка. По сути, каждый человек живет в яме, в замкнутых обстоятельствах, на нас сыпется песок мелких дел, мы ежедневно делаем рутинную работу. Здесь очень ярко показана такая модель, в которую включаешься и заполняешь ее своими мыслями. Я, например, в течение всего спектакля передумывала, переосмысляла свою жизнь.
Отметим, что в спектакле найдены вполне эротичные, но не пошлые, не вызывающие фырканья пластичные решения данных «интересных» сцен. Тем не менее, критики считают, что оголить героиню необходимо как-то по-иному. Игламов, например, считает, что необходимо решиться и раздеть героиню до конца, чтобы она осталась в чем мать родила — «Я не призываю показывать на сцене натурализм. Вовсе не обязательно показывать голое тело. Не это же главное, а важно показать степень близости. Это можно сделать красивее и эстетически безупречнее».
Наша справка.
Над спектаклем «Ком ял итми» работали: Равиль Сабыр (инсценировка), Альберт Гафаров (режиссер), Булат Насихов, Фарида Мухаметшина (художники), Наиль Ибрагимов, заслуженный деятель искусств Татарстана (пластика).
Антон Югов
Фото: chelnyteatr.ru