Рудольф Нуриев
Cамый выдающийся танцовщик ХХ века
Связь с Татарстаном
Татарин. Свою принадлежность к татарскому народу Рудольф Нуриев неустанно подчеркивал в многочисленных интервью.
Биография
Рудольф Хаметович Нуриев (Нуреев) родился 17 марта 1938 года в поезде, увозившем его мать Фариду и маленьких сестёр на Дальний Восток к месту службы отца – политрука Советской Армии. До сих пор неизвестно точное написание его фамилии и отчества: Нуриев или Нуреев, отца же его назвали при рождении не Хаметом, а Мухаммедом, и лишь впоследствии он сам изменил свое имя.
В июле 1939 года семья переехала в Москву, во время войны эвакуировалась в Уфу. Он любил слушать музыку и, стараясь попадать в ритм, прыгал со стула на стул. В канун Нового, 1945 года семье Нуриевых удалось попасть в Уфимский оперный театр на спектакль «Журавлиная песня». С этого момента танец стал для Рудольфа единственной целью и прекрасной мечтой.
В 1953 году Нуриев поступил в балетную студию при Уфимском оперном театре, затем ему предложили в театре контракт. Но Нуриев отказался, предпочтя уехать на учебу в Ленинградское хореографическое училище.
25 августа 1955 года он поступил в Вагановское училище.
В апреле 1958 года Рудольф Нуриев блистательно выступил в Москве на Всесоюзном конкурсе балетных учеников, в июне он стал солистом Кировского театра. В его репертуар входило практически все, о чем мог мечтать артист балета, – «Раймонда», «Спящая красавица», «Жизель», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот» и многие другие. Прославленные балерины сами просили Нуриева танцевать с ними.
16 июня 1961 года во время гастролей Кировского театра в Париже Рудольф Нуриев остался на Западе. Через неделю он уже выступал в качестве солиста Интернационального балета маркиза де Куэваса, танцуя в балете «Голубая птица». В ноябре 1961 года Нуриев участвовал в бенефисе знаменитой балерины Марго Фонтейн. Их сотрудничество длилось много лет, дружба – еще дольше, до самой смерти Фонтейн. Попасть на спектакль с участием Нуриева и Фонтейн было невозможно. Во время гастролей «Королевского балета» в Америке люди разбивали палатки возле здания Метрополитен-опера и дежурили по трое суток, чтобы достать билеты.
Затем Нинетт де Валуа пригласила Нуриева в «Королевский балет». «Вот кто нам нужен! – написала она тогда своему хореографу. – Нуриев не только виртуоз, но виртуоз со вкусом. Он несет с собой традицию и магию русских».
А в СССР в январе 1962 года состоялся официальный заочный суд над Рудольфом Нуриевым, на котором его, как предателя Родины, приговорили к семи годам исправительно-трудовых работ с отбыванием срока в колонии строгого режима…
После 1964 года Рудольф Нуриев стал меньше танцевать с Королевским балетом, он гастролировал по всему миру — ставил балеты в Венской опере, в «Американ балле тиэтр» Баланчина, в «Ла Скала». За право пригласить его в свою труппу боролись лучшие театры мира.
В области мужского танца Нуриев произвел настоящую революцию. Он привнес в мужской танец технику балерин: встал на носки – почти на пуанты – и сделал тело танцора более гибким, лёгким. Все это комбинировалась с мощной динамикой.
В 1970-е Нуриев заинтересовался современной хореографией. Он стал танцевать с ансамблем Марты Грэхем, и их постановки имели огромный успех. Событием стала премьера спектакля «Люцифер» на Бродвее – билеты на лучшие места стоили до десяти тысяч долларов, и на премьере собрались все знаменитости Америки, включая супругу президента Форда.
Его работа в кинематографе началась уже в 1963 году, с исполнения партии Корсара в фильме «Вечер с Королевским балетом». Затем последовала партия Ромео в балете Макмиллана, а в 1966 году – «Юноша и смерть». В 1972 году был снят фильм «Я – танцовщик», затем – фильм-балет «Дон Кихот». Танцовщик исполнял в нем главную роль, а также был режиссером и сопродюсером.
В 1983 году 45-летний Рудольф Нуриев принял руководство балетной труппой Парижской оперы. Нуриев стал одновременно солистом труппы, хореографом и директором.
На сценах Лондона, Милана, Вены, Стокгольма, Берлина, Парижа им, как балетмейстером, были поставлены такие спектакли, как «Тени», «Раймонда», «Буря», «Лебединое озеро», «Танкред», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Баядерка», «Манфред».
Несмотря на болезнь, Нуриев нашел для себя новый вид деятельности – он стал дирижером. Дебют Рудольфа Нуриева как дирижера состоялся 25 июня 1990 года в венском дворце Ауэршперг.
28 февраля 1992 года – последнее выступление в роли ангела в балете Габора Кевехази «Кристофоро» в Будапеште. В 1992 году, на премьере поставленного им в Парижской опере балета «Баядерка», ознаменовавшей вручение Рудольфу Нуриеву высшей награды Франции за заслуги в области искусства, ордена Почетного легиона, он уже не в силах был встать на ноги. На церемонии он восседал в кресле, более напоминавшем трон.
6 января 1993 года великий артист скончался.
Фото: anunner.com