На каких вертолетах летает элита Татарстана
На днях в Казань пригнали приобретенный известным казанским бизнесменом Альбертом Фахрутдиновым (ЗАО «Кулон») американский вертолет Bell-206 стоимостью около $1,5 млн. Предприниматель стал далеко не первым (и, думаем, не последним) в республике покупателем зарубежной винтокрылой техники. По некоторым подсчетам, в Татарстане эксплуатируется, минимум, 15 вертолетов американского и европейского производства. Кто на них летает?
БИЗНЕС ПОТЯНУЛО В ВОЗДУХ
Руководство предприятий-эксплутантов (ОАО «Казанское авиапредприятие», ОАО «Ак Барс Аэро», ООО «Тулпар Эйр») «заморской» техники предпочитает не распространяться о своих клиентах, владеющих вертолетами. Поэтому при «ревизии» пришлось пользоваться скудной официальной информацией и «агентурными» данными. Так что заранее просим прощения, если кому приписали чужой вертолет или, наоборот, обделили средством передвижения. И — будет правильнее говорить не о том, кто владеет вертолетами, а о том, кто на них летает.
На вертолете Robinson R44 по республике летает президент Рустам Минниханов |
Президент РТ Рустам Минниханов – Bell-407, Robinson R44
ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» — Robinson R44
ОАО «Ак Барс» Банк — Bell-407
ОАО «Татнефть» — Bell-407
Депутат Госдумы, владелец холдинга «Красный Восток Агро» Айрат Хайруллин — Bell-407, два Robinson R44
ООО «Группа компаний «Профит» — Bell-407
ОАО «ТАИФ» – Eurocopter EC-135
В структуре Министерства энергетики РТ — Robinson R44
ОАО «Вамин Татарстан» — Robinson R44
Генеральный директор ООО «ПСО «Казань» Равиль Зиганшин – Robinson R44
ОАО «Казанское авиапредприятие» — Robinson R44
Генеральный директор ЗАО «Кулон», депутат Госсовета РТ Альберт Фахрутдинов — Bell-206
БИТВА ТИТАНОВ
Что касается Robinson, то в их популярности у татарстанских предпринимателей и политиков ничего особенного нет: легкие вертолеты этой фирмы — самые популярные не только в своем классе, но и вообще самые продаваемые винтокрылые машины в мире – надежные, простые, относительно дешевые, и по простоте управления стремящиеся к автомобилю. Конкурентов нет — Robinson Helicopters (США) производит свыше 90% малых вертолетов с поршневыми двигателями внутреннего сгорания. В России «робинсонов» — 150. По некоторым данным, большинство татарстанских Robinson были приобретены в 2005-2008 годах, а это был период скачка мирового спроса на легкие однодвигательные поршневые вертолеты – их продавалось по 800 в год. Сегодня этот спрос возвращается к стандарту – 500-600 машин в год.
Вертолет Eurocopter EC-135 принадлежит ТАИФу |
А вот с продукцией фирмы Bell Helicopters сложнее. По последним данным, в нашей стране летает 18 таких вертолетов (6 из них – в Татарстане). В России у Bell серьезный «одноклассный» конкурент — Eurocopter (образована в 1992 году в результате объединения вертолетных подразделений французской Aerospatiale Matra и германской DaimlerChrysler Aerospace и сотрудничающая с вертолетостроителями Испании, Японии, Голландии, Китая). В нашей стране продано порядка 50 «еврокоптеров» — более 70% российского рынка турбинных вертолетов западного производства. Интересно, что былой лидер мирового вертолетостроения — Bell (до 45% производства вертолетов в 1990-е годы) проигрывает не только на российском рынке: Eurocopter в последние годы вырвался в лидеры мирового вертолетостроения, а Bell сохраняет второе место на рынке только за счет военных программ. Причины? Встречаются утверждения, что базовая конструкция Bell устарела. Учитывая то, что, по расчетам экспертов, производство гражданских турбомоторных машин будет расти (600-700 штук в год и 800 к 2015 году), конкуренция между фирмами станет предельно жесткой.
КАНАДА — ТАТАРСТАН
Первым на Bell в Татарстане начал летать Рустам Минниханов, еще будучи премьер-министром РТ. Кстати, у президента есть и лицензия пилота – на Robinson R44. По информации «БИЗНЕС Online», в 2005 году Рустам Нургалиевич даже посетил мастер-класс шеф-пилота Robinson Helicopter Company, пилота-испытателя федеральной авиационной администрации США Тима Такера. Мероприятие, организованное официальным дилером Robinson Helicopter Company в России – московской компанией «Авиамаркет» и Казанским авиапредприятием, проходило в рамках курсов по безопасному пилотированию, которые Robinson проводит по всему миру с 1982 года.
В общем, вслед за президентом к продукции Bell начали приобщаться и другие татарстанцы. Обслуживать заокеанскую технику стало ОАО «Казанское авиапредприятие», которое в 2009 году получило статус авторизованного сервисного центра компании Bell Helicopter Textron – единственного в России. По мнению ряда специалистов, открытие такого центра логично, поскольку вертолеты Bell более чем какие-либо другие зарубежные винтокрылые машины приспособлены к эксплуатации в условиях России — крепки, относительно неприхотливы, к тому же у Bell опыта в вертолетостроении побольше, чем у конкурентов.
Обращает на себя внимание и то, что гражданские Bell сегодня выпускаются только в Канаде, а с этой страной у Татарстана весьма прочные авиационные связи. «БИЗНЕС Online» уже писала, что самолеты канадской фирмы Bombardier эксплуатируют ОАО «Ак Барс Аэро» (пять CRJ-200), а также правительство РТ (Challenger 604, Challenger 605), ОАО «Татнефть» (Challenger 604), ООО «Группа компаний «Профит» (Challenger 300), ОАО «ТАИФ» (Challenger 300, Global 5000).