Как челнинка угощала Юрия Гагарина губадией
Гумеровы и Гагарины два года были соседями по лестничной площадке. Тогда еще никто и предположить не мог, что обаятельный и общительный Юрий, которого челнинка, приехавшая в военный гарнизон к мужу, частенько угощала татарскими национальными блюдами, станет первым космонавтом Земли.
В подмосковный городок Щелково, который находится неподалеку от Звездного городка, Асия Гумерова, можно сказать, попала случайно. Весной 1959 года ее мужа призвали на службу в армию и направили в гарнизон, где располагался научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил. Через несколько месяцев, завершив занятия в школе, она приехала его навестить. Ей очень понравился городок — тихий, утопающий в зелени, сослуживцы мужа — общительные и открытые, а еще, что скрывать, хороший ассортимент товаров в магазинах. Молодая женщина решила остаться в Подмосковье вместе с мужем. Благо, как сообщили новые друзья, местной школе требовался учитель.
Так в ее трудовой книжке появилась запись «27 августа 1959 года назначена учительницей в школу № 14 города Щелково». Она начала преподавать физику в старших классах и довольно скоро гуно выделило ей однокомнатную квартиру № 26 на пятом этаже девятиэтажного дома. Соседями по лестничной площадке оказались молодые супруги Юрий и Валентина Гагарины, проживавшие в двухкомнатной квартире № 27.
— Мы довольно быстро подружились, — рассказывает Асия Фатыховна. — И все благодаря Юрию — очень обаятельный, улыбчивый, он с первых минут общения любого умел расположить к себе. В течение двух лет мы жили рядом, и я ни разу не видела его грубым, раздраженным, в плохом настроении. Нам было известно, что он летчик–испытатель. Дома он бывал редко — постоянно уезжал в командировки, но стоило ему вернуться, как об этом сразу узнавали все наши соседи. Дело в том, что у Юрия была привычка — в любую погоду в шесть утра делать на улице зарядку. В спортивном костюме, сбегая по лестнице, он успевал позвонить в двери всем соседям, приглашая их с собой на разминку.
Жильцы дома, в основном летчики, были очень дружным. Ничего не стоило в выходные дни собраться и вместе с детьми выехать на природу. Летом — на шашлыки, зимой — покататься на лыжах, коньках и санках. Нередко устраивали соревнования, неизменным победителем которых становился физически крепкий, спортивный Юрий. Призы он потом раздавал другим.
Между Гумеровыми и Гагариными сложились хорошие соседские отношения. Как бывает в таких случаях, они ходили друг к другу в гости.
— Заглядывая к нам на кухню, Юрий неизменно спрашивал: «Асенька, что сегодня вкусненького и необычного будем пробовать?» — делится воспоминаниями наша землячка. — Я часто угощала соседей национальными блюдами — губадией, треугольниками, бэлешом. В отличие от мужа, Валентина была немногословной и скромной. И очень трудолюбивой — в квартире все блистало идеальной чистотой. Она работала медсестрой в поликлинике, если кто из нас заболевал, обращались к ней. Мы каждый день с ней встречались в детском саду, куда в одну группу ходили наши дети — дочь Гагариных Лена и наш сын Ирек. Перед праздниками вместе шили наряды — я кроила, а Валентина строчила на швейной машинке. Еще делились секретами, как лучше ухаживать за волосами — у нас у обеих были роскошные косы, а хороший шампунь тогда был в дефиците. А еще была традиция — вместе ходить в баню.
О полете своего соседа в космос Асия Фатыховна узнала в школе. Был обычный весенний день — 12 апреля, среда, шел урок. Ближе к обеду дверь класса распахнул взволнованный директор: «Можно сделать объявление? Впервые в космосе гражданин Советского Союза, наш Юрий Гагарин!»
— После возвращения домой Юрий ничуть не изменился — остался таким же скромным и добрым, — вспоминает челнинка. — Но трудно описать словами, что тогда творилось вокруг него — к нему относились, как к великой достопримечательности, герою всего мира, и каждый день не только из Москвы, но и зарубежных стран приезжали журналисты и фотокорреспонденты. Поэтому в квартире Гагариных и на нашей лестничной площадке было не протолкнуться.
Многие хотели отблагодарить космонавта за этот подвиг. Представители одной фабрики, к примеру, привезли в подарок его дочери Лене игрушки, сложенные в фургон грузовика. Увидев этот «магазин», Юрий Алексеевич рассмеялся и попросил все отвезти в детский сад. Когда ему вручили ордер на пятикомнатную квартиру, он передал его санитарке госпиталя, воспитывающей пятерых детей. А вот от машины «Волга» не отказался — ездил сам, да еще соседей подвозил.
— Как-то я шла в детский сад за сыном, а мимо едет Юрий и машет рукой в открытое окно: «Садись, соседка, подвезу!» — рассказывает Асия Фатыховна. — Я села. Юрий разогнался и на большой скорости, свернув с дороги, въехал в дерево. Я ударилась головой о панель, тут же пошла кровь. Юрий разволновался: «Давай домой поедем, там Валя перевязку сделает». Она обработала рану, и в больницу я обращаться не стала. Но на память об этой поездке у меня до сих на лбу остался шрам.
Позже семья Гагариных переехала в трехкомнатную квартиру, и Гумеровы уже с ними больше не встречались. В 1961 году наши земляки вернулись домой в Челны.
Кстати
Наш земляк был личным водителем первого космонавта Житель деревни Тлянче Тамак Тукаевского района Гариф Сайфиев в 1962 году, во время службы в армии в воинском гарнизоне в Звездном городке, был назначен личным водителем Юрия Гагарина. На машине «Волга» с номером 84-16 он возил его не только на учебу в Академию, тренировки, многочисленные встречи и «капустники», но и в гости к его матери в город Гжатск Смоленской области. После возвращения домой земляки звали Гарифа «космонавтом». Подробностями службы он не делился — нельзя было. Лишь в 80-х годах к нему приехал журналист из Казани со специальным разрешением на интервью. К сожалению, Гарифа Назиповича уже нет в живых. Но его дочери бережно хранят семейную реликвию – отцовский дембельский чемоданчик с пачкой черно-белых фотографий и автографами молодых космонавтов: «Отличному шоферу и очень скромному человеку. С уважением, А. Леонов». «На долгую память. А. Николаев». «С добрыми пожеланиями в жизни. В. Терешкова». |