Сакмаров Олег Адольфович
p>
Сакмаров Олег Адольфович – видный отечественный музыкант-мультиинструменталист, солист ведущих рок-групп, журналист, музыковед, автор песен и инструментальной музыки самых различных жанров.
Связь с ТатарстаномОлег родился в Казани
Биография
Родился Олег Сакмаров 14 марта 1959 года в Казани. Стал выпускником специальной музыкальной школы при Казанской консерватории, где учился по классу скрипки, флейты, музыковедения. Вместе с одноклассником Рустемом Абязовым он создал известную в Казани рок-группу «Ди-ез», где играл на флейте, саксофоне и бас-гитаре. Музыка группы представляла собой арт-рок с опорой на славянские и татарские народные музыкальные традиции.
В 1977 году Сакмаров поступил в Ленинградскую консерваторию, где он в студенческие годы как музыковед активно занимался изучением классической и авангардной музыки, социологии культуры. Он посещал также семинары по оперной режиссуре и занимался в классе классического вокала, что впоследствии отразилось в его сценической деятельности.
После окончания консерватории (1984 год) Олег служил в советской армии, здесь он играл на саксофоне в военном оркестре Ленинградского суворовского училища, что стало незабываемым периодом его жизни.
После службы в армии Сакмаров стал научным сотрудником Ленинградского Театрального института, а затем и Ленинградской консерватории, подготовил диссертацию по социально-психологическим проблемам восприятия музыки.
Поворотным моментом в жизни Олега стало в 1984 году знакомство и последующая дружба с Борисом Гребенщиковым. Впервые в роли музыканта «Аквариума» Сакмаров выступил в сентябре 1989 года, выйдя вместе с Гребенщиковым на сцену рок-фестиваля «Аврора» в Ленинграде. А уже с 1991 года, одновременно с началом периода «Русского альбома», стал ведущим солистом группы.
В творчестве группы «Аквариум» реализовались многие его аранжировочные и композиционные идеи: использование архаичных фольклорных пластов славянских и восточных этносов, активное применение выразительных средств симфонической и камерной музыки, опора на психоделические принципы рок-н-ролла 60-х годов. При активном участии Сакмарова записаны самые яркие альбомы «Аквариума». Олег в «Аквариуме» был известен как «Дед Василий», его фигура в ярких экзотических одеяниях, с множеством музыкальных инструментов в руках была ключевой – рядом с Гребенщиковым – на сотнях концертов группы в течение целого десятилетия.
С 1990 по 1995 год Сакмаров участвовал в концертах и студийной деятельности группы «Наутилус Помпилиус», что породило забавные слухи о братьях-близнецах, одновременно играющих в двух великих группах. В «Наутилус» 90-х Олег привнес мягкость и интеллигентность звучания, неожиданную классичность аранжировок многих песен.
С развитием идей «Наутилуса» связаны два последующих направления в жизни Олега. Первое — участие в записи сольных альбомов Вячеслава Бутусова («Овалы» и «Тихие игры») и игра в созданной им в 2001 году группе «Ю-Питер». Второе направление — запись совместного с Ильей Кормильцевым сольного альбома «Химический ангел» в рамках проекта «Чужие» (1997-1998 гг.).
«Наутилусовский» свердловский круг общения подарил Олегу возможность общаться и дружить со многими интересными людьми, среди которых кинорежиссер Алексей Балабанов. В его фильме «Брат» Сакмаров снимался в роли рок-музыканта в знаменитой сцене рок-вечеринки, на которую случайно попадает герой фильма.
С 1990 года Олег играет в питерской группе «Выход», участие в этом коллективе стало важной константой его творческой биографии.
Олег Сакмаров стоял у истоков известной питерской группы «Колибри», записывал ее первый альбом «Манера поведения» (1991 год), также он участвовал в аранжировках и записи цикла альбомов «Митьковские песни».
Флейта Олега звучит на альбомах не только питерских, но и московских групп: «Крематорий» (песня «Таня»), «Адо». Последняя группа даже сочинила и записала песню «Олег Сакмаров».
В 2002 году Олег начал писать стихи, которые постепенно становились песнями. Закономерным стало его последующее появление на сцене с гитарой, ознаменовавшее начало сольной творческой деятельности – создание группы «Sak-mar». На первом этапе своего существования группа выступала в акустике, а музыкальную эстетику определяли принципы минимализма и полистилистики: от бард-рока до постмодернистского авангарда. Позже «Sak-mar» появляется на сцене в виде электрического бэнда, играющего в диапазоне от блюза до панк-рока, регги и новой волны.
В 2004 году на лейбле «АнТроп» вышел сольный альбом Сакмарова «Живой самолет», основу его составили песни, записанные дуэтом с виолончелистом Петром Акимовым на концерте в московском клубе «Перекресток».
Необычным обращением к музыковедческому и журналистскому опыту, а вместе с тем и «тропинкой» к новому творческому состоянию, стала подготовка и издание в 2004 году в Казани книги «Разговор с золотой рыбкой: рок-сюита. Стихи и проза музыканта». В книге впервые опубликованы стихи и проза Олега Сакмарова, сплетенные в единый оригинальный текст, названный автором «рок-сюитой». Следующая часть книги — цикл эссе «Мой Аквариум, а также фрагменты интервью Олега разных лет — в разделе «Аквариум 90-х: взгляд изнутри».
В 2006 году группа Олега Сакмарова получает новое название «Сакмаров Бэнд» и обретает постоянный состав (Олег Сакмаров – вокал, духовые, акустическая гитара, Анатолий Погодаев — гитара, Ангел – бас-гитара, Андрей Чуркин – ударные, Валерий Грошев — перкуссия, Анастасия Паписова – арфа, Кира Сакмарова – директор группы, Владимир Верещагин – менеджмент), продолжает концертную деятельность в Москве и других городах, участвует в крупных фестивалях («Этнолайф»-2005, «Просвет»-2006, «Остров Света»-2006, «Пустые Холмы»-2006, «Крылья»-2006, «Эммаус»-2007).
В 2005 году Сакмаровым записан новый альбом «Шелкопряд». Помимо музыкантов основного состава бэнда — Анатолия Погодаева, Валерия Грошева и Анастасии Паписовой — в работе над альбомом участвовали музыканты из дружественных коллективов («Аквариум», «Текила-джаз», «Разные люди», «Золото»).
Композиции Олега Сакмарова на первых двух сольных альбомах не вмещаются в рамки определенного стиля и направления. Эстетика музыки и звучание голоса определены его творческой биографией и представляют собой уникальный сплав рок-н-ролла, симфонической, оперной и электронной музыки, фольклора, а поэтика стихов возвращает к традициям «умного» рока.
С 2007 года Олег Сакмаров играет на флейте и саксофоне в московской стрит-рок группе «КарТуш», известной тем, что впервые на отечественной сцене соединяет рок-н-ролл и автогонки.
Одновременно с сольным творчеством и работой в дружественных коллективах Олег Сакмаров появляется на сцене с группами «Аквариум», «Ю-Питер», «Выход». Олег регулярно участвует в концертах друзей, различных музыкальных теле- и радиошоу, поддерживает творческие инициативы. В сфере музыкальных интересов Олега Сакмарова – и музыкальный авангард. Он выступает вместе с известным фри-джазовым музыкантом Сергеем Летовым, с актером и телеведущим DJ Валерием Марьяновым.
Одним из главных событий в творческой жизни Олега Сакмарова последних лет стала дружба с философской школой «Новый Акрополь».
Концертный сезон 2009-2010 был отмечен целым рядом ярких концертов Сакмарова и группы «Сакмаров бэнд» в Москве, городах Поволжья и Урала.
С июня 2010 года Олег Сакмаров принимает участие в репетициях нового спектакля театра «Ленком».
Летом 2010 года Олег Сакмаров заканчивает работу над своим новым альбомом «Джим». Запись проходит на московской студии «АудГард», в ней участвуют Анатолий Погодаев и другие музыканты «Сакмаров бэнда» и группы «Сон Лемура». Заглавная песня «Джим» посвящена памяти ушедших великих поэтов рок-н-ролла – от Джима Моррисона до Ильи Кормильцева.